Життэвий и творческий путь Василия Стефаника


Василий Стефаник - талантливый украинский писатель-реалист, может, непревзойденный к этому мастер краткой социально-психологической новеллы. Его творчество приходится на конец ХИХ и первую треть нашего столетия

В.Стефаник написал не так уже и много - его художественные произведения вмещаются в одном томике. И все же имя писателя стоит рядом с именами величайших новеллистов мира. Стефаникови новеллы поражают своей исключительной правдивостью, настоящей оригинальностью и художественным совершенством. Уже сначала, как только появились первые реалистические новеллы писателя, они захватили и взволновали читателей. Художник Иван Труш, например, писал, что Стефаник “представить мужика”, или лучше сказать его душу, так пластично и так знаменито, как никто перед ним”. Радовалась Леся Украинка, что молодой новеллист очень быстро “стал знаменитостью на своей родине”. Иван Франко в 1901 г. отмечал, что появился, может чуть ли не наибольший после Шевченко писатель, “которым уже ныне можем повеличаться перед свитом”, что “его новеллы - как наилучшие народные песни...”

Василий Семенович Стефаник родился в семье зажиточного хозяина 14 мая 1871 г. в селе Русови близ старинного города Снятина на Станиславщини. Учился он в Русивський и Снятинський школах. В 1883 году поступил к польской классической гимназии в г.Коломыи. Там подружив с Лесем Мартовичем, который стал позднее писателем-сатириком. Стефаник в гимназии много читал. Особенно большое влияние зродили на него произведения Т.Шевченко, И.Франко и русского реалиста Г.Успенского. за участие в тайном кружке и за агитационно-образовательную работу среди крестьян Стефаника и группу его товарищей исключили из гимназии в 1890 г. Завершал он среднее образование в немецкой классической гимназии в г. Дрогобыче. Здесь лично познакомился с Иваном Франко, встречался с ним, писал статье для прогрессивных Франкових изданий, выступал на зибранняхселян.

Закончив гимназию, осенью 1892 г. Стефаник, по желанию отца, вступает на медицинский факультет Краковского университета. Но медицина не влекла его. Он много времени уделяет литературе, проводит агитационную и культурно-образовательную работу в селах, особенно часто там бывает во время выборов в сейм и парламент. За это его не раззаарештовували.

Сперва В.Стефаник писал небольшие поэзии в прозе, и не нашел для них издателя. Из осени 1897 г. в газетах начали появляться его реалистические новеллы. Потом вышли сборника произведений “Синяя книжечка” (1899), “Каминный крест” (1900) и “Дорога” (1901). Изучение медицины писатель оставил в 1900 г. Осенью 1903 г. в составе делегации он посетил Киев. Здесь встретился с известными писателями - Лесей Украинкой, М.Коцюбинским, М.Старицким и др. Посетил могилу Т.Шевченко в Каневе

В 1904 г. поженившись на Ольге Гаморак, Стефаник некоторое время отошел от литературы, занимался сельским хозяйством. С 1908 г. по 1918 г. он был депутатом парламента и использовал возможности “мужицкого посла” для защиты бедности в старостви и на суде

Во время первой мировой войны австрийские военные власти арестовали Стефаника за связи с русскими солдатами. Страдание трудящихся, рожденные войной, заставили писателя снова взяться за перо, и он пишет ряд антивоеннихновел.

В 1928 г. правительство Советской Украины назначило Стефаникови пенсию за его заслуги в развитии литературы. Это была большая материальная и моральная поддержка

Умер В.Стефаник 7 декабря 1936 г.

Когда крестьяне Русова объединились в колхоз, его назвали именем знаменитого земляка. В доме писателя по решению Правительства созданный литературно-мемориальный музей. Со временем имя Стефаника було присвоено Ивано-Франковскому пединституту. Памятники выдающемуся майстрови слова свелись в Русови, Снятини, Льву ... А главное - его произведения пришли в каждый дом

В творчестве Стефаника было два периода: первый приходится на 1897-1901, а второй на 1916-1933 гг. Главная тема его новелл - трудная жизнь западноукраинской сельской бедности, ее окончательное обнищание и пролетаризация. Как писала Леся Украинка, “Стефаник изображает крестьян, которые стоят на пороге к полной пролетаризации или уже переступили этот порога; впрочем, переходное найболючиший состояние почти исключительно интересует молодого писателя”.

В село все больше проникали капиталистические отношения. Богатели кулаки и ростовщики, а сотни хозяйств разрушались. Вчерашние газди массово становились наймитами. Это показал Стефаник в новеллах “Из города идя”, “Имей”, “Давность”, а особенно в “Синей книжечке”. Последние произведение автор назвал “малесенькою трагедией всех хлопив на миру”.





Вернуться назад