УКРАИНСКИЕ ОБЕРЕГИ традиции и современность


«Наш оберег шел из земли,

Когда нас скифами еще звали.

И талисман тот берегли,

И счастье в долюшке искались

Или когда была война,

И враг шел на склон Днепровский,

То ли котилась чума,

Или кто-то был очень тяжело больной...» [1]

О. Онищенко

Еще для наших прабабусь и бабушек крест, молитва, пасхальная пасхальное яйцо, как и полотенце, паляница, огонь в печи, обручальное кольцо, пучечок определенного зелья, связанного накрест, а также слова «добрый день!», «с Бог!», «бывайте здорови!», как и «не убей», «не украдь»,- были не просто предметами и словами, а знаками добра и силы, заместителями от несчастий, были - оберегами.

В давность человек ощущал более тесные связи с силами природы и уже во времена палеолита (10-5 тыс. к н.э.) дифференцировала их на добрые и злые, причем добре были оберегами от злых. Но их надо было периодически задабривать, обращаться к ним с магическими заклинаниями, приносить им жертвы

Тем не менее человек испытывал потребность еще и в материализованных защитниках - оберегах. Древнейший образец оберега - женское божество, которое было распространенным практически у всех народов. С ним связанная и этимология слова «оберег», которую в свое время исследовал академик Б. Рыбаков [2]. Походит оно от слова «берегиня», что равнозначное греческому «земля» (древнерусская транскрипция - «берние», т.е. земля, глина), богиня земли, ее берегуша, охранница. Берегиня - иметь всего живого, первоначальное божество-защитник человека, богиня плодородия, природы и добрая. Со временем Берегиня стала охранницей дома, ее скульптурки находились в домах, изображения-амулеты носили на шее

Образ Берегини дошел к нам в вышивке: на обрядовых полотенцах, в женской одежде видим стилизованную женскую фигуру, чаще всего - с поднятыми руками (знак защиты), иногда с прибогами - конями с обеих сторон (ил. 1). Нередко Берегиню подменяла идеограмма - ромб с крючками - земледельческий символ плодородия, магический оберигальний знак (украинская плахта - своеобразное «переспрашивание» этого мотива).

С Х ст., т.е. со времени принятия христианства, символический смысл Берегини (Венеры, Рожаници) было переведено на образ Богородицы. В нем человек вшановувала самую природу, жизнь, подвиг материнства. В сознании людей Давней Движении Богородица воспринималась как всемогущая заместительница человечества перед Бог. Подтверждение этому находим в истории. Так, во время похода азиатского полководца Тимура на Русь в 1395 году считалось, что Москва была «спасенная» заступничеством Всевышнего благодаря иконе Владимирской Богоматери (письма начала XII ст.), которую успели перенести из Владимира в Москву и которая будто отвернула поход Тимура на Москву. Из того времени русины начали уважать икону Божьей Матери как заместительницу, как оберег, составляли о ней легенды, в ее честь были заложены монастырь и церковь. Не менее интересное историческое событие воспроизведено на одному з клейм иконы «Битва новгородцив из суздальцями» ( 2-письма й половины XV ст.), на котором изображена крепостная стена, где выставлена икона с изображением Богоматери. На нее дождем летят вражеские стрелы, она - первая мишень вражеской рати и - защитница города

Иконы с изображением Богоматери брали с собой в поход, ими благословляли воинов, которые шли на смертный бой с захватчиками. Такие иконы часто считаются покровительницами городов

Кроме образа Берегини, к украинским орнаментам вошли и другие тотемични знаки времен язычества. Вообще орнамента на одежде приписывалась магическая сила «не впустить» болезнь в тело. Дешифруя разные орнаменты, национальная одежда, Б. Рыбаков приходил к выводу, которая женская одежда в целом представлял собой своеобразную модель вселенной. Так, главный убор отождествлялся с идеей неба. Даже названия его были «птичьи» - кокошник (кокошь - петух), кика, кичка (качка), сорока. На нем изображали птицы, солярный знак. Идею мироздания продолжала вышивка, которая располагалась возле шеи, рук, ног, т.е. на вороте, концах рукава, низменности (с целью охраны прорезов-отверстий), а также на верхней части рукава, в местах бицепса - как знак охотюни трудоспособности. Мотивы орнамента на подоле женской одежды - это идеограммы земли, проросшего зерна, воды. В вышивку верхней части одежды прибавляются растительные мотивы, которые символизируют идею плодородия. Плетеный женский пояс разукрашивался на концах главами ящериц - символами подземно-подводного царства.Многочисленные украшения, элементы одежды также должны были «усиливать» защитную функцию одежды относительно зла и болезней. Так, к главному убору крепились густая. Затканные бисером, они символизировали дождь, а кульки из птичьего пир'ячка на лентах - воздух. На густая цеплялись колти, округлая форма которых происходит от формы «овиду» - части земного пространства, которое должно было напоминать о земной тверди. На колтах изображали птицы, русалки, грифоны, древо жизни (ил. 3). С помощью цепочек, ремешков, лент к главному убору крепились еще заушници, т.е. наскронни кольца, на которые изображали богиня с прибогами или пара коней (ил. 3). Гривне начинка в виде самой гривны (кстати, ее носили и мужчины), ожерелья, мониста, диадемы, разных символических украшений для ворота должно было предохранять наименее защищенную часть тела - шею. Перстни несли в себе идею макромира (запертый круг), что, за верованиями древних славян, защищало микромир девушки (как обручальное кольцо - микромир замужней женщины). На серебряных браслетах-наручах, что охватывали широкие рукава свадебной одежды невесты, витискали изображение ростка древа жизни - крина и двух сиринов (птаходив) по оба его стороны. В этом мотиве персонифицировалась идея зарождения новой жизни. На стороже спокойного прорастания будущего жизни «несли достойную» фантастические грифоны (крылатые левы с орлиными главами), симаргли (крылатые псы) и барсы





Вернуться назад