Обычаи и обряды Гуцульщини


Наиболее распространенными обычаями в этой местности есть проводы на горную долину, гуцульская свадьба и религиозные календарные праздники, в частности Рождество с новогодне-рождественскими колядками и щедривками (в том числе «Василия», «Крещения», «Маланки», гуцульская «Розколяда») и Пасха (Пасха) с пасхальными гайвками.

Проводы на горную долину

Большим праздником для местных жителей есть проводы гуцульских пастухов на отдаленные горные пастбища - горные долины для выпаса скота. Наиболее ярко его отмечают в Микуличини. Выход на горную долину происходит в мае и длится вплоть до сентября. Условия жизни пастухов на горной долине трудные: в высокогорье частые холода, два с трех дней - дождевые, нередко среди лета выпадает снег. Работа длится от рассвета до ночи, и все же каждый гуцул виднеется стать полонинником. Три вещи, которые характеризуют жизни гуцульских пастухов - это брынза, трембита и ватра. Под полонинськи напевы ватаг зажигает костер - ватру, а парни танцуют гуцульский ритуальный мужской танец «Аркан» с маленькими топирцями в руках. Овцеводы угощают всех желающих будзом и вурдою. Завершаются проводы святковимконцертом.

Гуцульская свадьба

Гуцульская свадьба, как сказка. Даже в настоящее время гуцулы придерживаются своих традиций. Они и до сих пор одеваются в национальную одежду, украшают своих коней. В день свадьбы жениха и нареченную сопровождают бояре, дружби, дружка, свитилки, сваты, старосты. Свадьба полная веселых и жалобных песен, танцев, игр, забав, шуток, острот. Ни одно свадьба не обходится без каравая или калачей, вышитых или тканых полотенец, букетов, которые цепляют на одежду гостей и гильця или деревца. Точно определенного времени для дня свадеб не устанавливали, единое, что сватанье и помолвка происходила преимущественно весной, летом, осенью, реже зимой, а свадьбы старались взыскивать к Большому посту. Во время любого поста взыскивать свадьбу категорически запрещалось. Первейшим признаком на Гуцульщини, когда приходили сваты, было «давать полотенца», что традиционно означало готовиться к свадьбе. Закреплением брака было и есть «стать на полотенце». За давним обычаем, наилучшие калачи дарят молодым на вышитом полотенце, с пожеланием, чтобы их жизнь была зажиточной и красивым. К церкви молодожен ехал на конях

Рождество на Гуцульщини

Приготавливание к Рождеству на Гуцульщини начинается заранее. По давней традиции из обжиночных снопов выплетают деревце - «Дидуха», в котором за поверьем замешкували души дедов-прадедов, опекунов дома. Хозяйки утром 6 января зажигают «живой огонь» в печи из двенадцати поленьев и готовят двенадцать ритуальных писнихстрав.

Среди кушаний Святого Ужина на первом месте стоит кутья - варенная пшеница с медом, маком и орехами. Некоторые исследователи народных обычаев считают, что кутья - это видголосок давних братолюбивых столов, которые устраивали в дне погребения мучеников за Христовую веру. Пшеница как зерно каждый год оживает, поэтому является символом вечности, а мед - это символ вечного счастья праведников у небе

На Рождество, 7 января, начинают настоящие рождественские коляды. Гуцулы посещают своих родственников и друзей, ходят с вертепами от села до села. Большинство людей на этих днях ездят на санах с конями и звонками. Через 7 дней после Рождества, 14 января, празднуют Старый Новый Год, 18 января постять целый день, 19 января празднуют Крещения или «Иордан». Ужинают тогда, когда появится первая звезда на небе

Пасхе обычаи на Гуцульщини

Установленное Христианской Церковью в честь воскресения из мертвых исуса Христоса праздник Пасхи на Гуцульщини отмечается богатством обрядовых действий и звича'йв.

В Вербный воскресенье гуцулы приносят из церкви освященную вербу-шутку (на Гуцульщини ее называют «б'ечка»), ударяют слегка каждого из своей семьи, приговаривая: «Не я бью, б'ечка бьет - отныне за неделю Пасха!» Освященная шутка-верба в понятии предков гуцул владела целебными свойствами как такая, что поздравляла Христоса

Большой пост - это время изготовления писанок. В каждом сели на Яремчанщини были свои мастера

Для свячения в церкви в пасхальную корзину или паскивник укладывали пояса, писанки и пасхальные яйца, сыр, масло, колбасу, вуджене мясо, соль. Обязанности были горка зела (хрен) на упоминание о гиркисть Христовых страстей, а также восковая свечка, встромлена в поясу, - символ божественного света и Христового воскресения. Зажиточные ґазди ехали к церкви верхи на конях или святочним телегой, а бедные шли пешком.





Вернуться назад