Этнография Украинских Карпат

Главная - Украиноведение - Этнография Украинских Карпат

Карпатский этнографический район делится на три основных части: Прикарпатье, собственное Карпаты и Закарпатье. Даже на протяжении продолжительного времени, находясь в составе разных государств, украинце берегли свою етнокультуру, хотя и не избегнули некоторых взаимовлияний со словаками, венграми и поляками. Жители горных районов Карпат сохранили найархайчниши черты культуры, которые кое-что отличные видполиських.

В Карпатском регионе выделяется три этнографических группы - лемки, бойки, гуцулы. Лемки живут по оба склона Бескиду, между реками Саном (Сяном) - Попрадом, в Великоберезнянському и Перечинському районах на Закарпатье. Первые упоминания о них в письменных источниках появляются в VI ст.

Бойки живут на Ивано-Франкивщини, Львовщине, в Закарпатской области. «Русская троица» - Маркиан Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацький - считали бойков потомками кельтских племен, которые с VI ст. к н.э. жили в Центральной Европе, а близко И ст. н.э. перешли на Балканы. Археологи утверждают, что в бассейнах год Тисы, Днестра, Западного Буга, а также Припяти, Днепра, в Крыму есть памятки кельтского происхождения. По всей видимости, территория бойков также обозначена кельтскими пам'ятками.

Гуцулы живут на Ивано-Франкивщини, в Черновицкой и Закарпатской областях - преимущественно в Рахивському районе. В ХVИИ-ХVИИИ ст. среди гуцул було немало повстанцев - повстанцев, народных мстителей. Владимир Шухевич писал: «Всем укладом своей жизни, своими традициями и обычаями гуцулы отличаются от своих соотечественников, которые живут в Карпатах и дальше на мероприятие».

Оригинальность культуры гуцул стала причиной гипотез о происхождении их от кавказцев, которые смешались с украинцами. Владимир Сичинський находит в гуцульской архитектуре немало общих черт с наследством давних этрусков. Архаизм давних гуцульских зданий состоит перво-наперво в типичном запертом дворе - своеобразной крепости, которая имеет только ворота и калитку. Каждый гуцульский дом напоминает своеобразный музей народного искусства: все вещи повседневного употребления (посуда, мебель, ковры, одежда, оружие) украшаются разнообразными узорами, резьбой, вышивками, художественным розписомтощо.

Седые Карпаты - небось, найчаривниша мисцина Западной Украины, земля, обвитая древними мифами и легендами, убаюканная пением трембит - настоящая казна старинных обычаев, обрядов, традиций, многовековых культурных достояний бойков, лемкив и гуцул

Кажется, что здесь чуть ли не каждый человек — художник, яркая творческая личность. Только таким к снаги было соорудить в горах удивительные деревянные храмы, стены которых сведены без ни одного гвоздя... °хньою украшением часто становились такие же уникальные иконы, писаные на стекле. Много из них теперь сохраняются в музейных коллекциях, как и образы на дереве, которые ныне считаются замечательными образцами наивной живописи

Своими произведениями прославили родной край и художники европейского уровня, прежде всего - иконописцы, такие как знаменитый живописец Иов Кондзелевич - автор иконостасу церкви Воздвиження Честного Креста Скита Манявського, и его предшественник Иван Руткович - автор иконописи Жовкивського храма

И это - только малость духовных ценностей, оставленных нам в наследство предками. Большинство из них - плод пышно расцветшей ветви христианства, прищепленной когда-то на глубоко укорененном дереве местных языческих верований. Они живут в нашей генетической памяти, бринять в архаических орнаментах народных вышивок, видлунюють в древних символах земли и воды на резных гуцульских блюдах и изделиях гончаров, их отблески мерцают в ризнобарв'й карпатских ґерданив, пульсируют в загадочных визерункахписанок.

Здесь нет ничего случайного: в их знаковой системе сконцентрированная целебная сила гор, скрытые мощные обереги. Итак не удивительно, что каждый гость живописного карпатского края стремится приобрести себе ужиткову вещь - не только на упоминание, но и на счастье-судьбу, и вообразите, на доброе здоровье. Как вот мохнатые гуцульские покрывала, ведь они по словам горцев - не только колоритное украшение интерьера, а еще на додачу лекарство от простуды. Приписывается покрывалу и свойство предрасполагать благосостояние к его владельцам. Неслучайно в некоторых закарпатских селах сохранился обычай - стлать молодожену к венцу не только вышитый рушничок, а еще и покрывало, лишь бы богатые и счастливые были

Добрую, положительную энергетику несет в себе и одежда, выполненная в лижниковий технике. Такая второй жизнь старинному ткацкому промыслу дали мастера Косивського государственного института прикладного и декоративного искусства. Неизвестно, возможно, из их легкой руки модели, созданные в гуцульскому етностили когда-то получат признание в мире высокой моды