Зарождение рекламы в древние времена

Главная - Реклама - Зарождение рекламы в древние времена

Значительное количество рекламных элементов содержались в праздничных процессиях: декламация хвалебных стихов, демонстрация добытых в боях трофеев, возгласы глашатаев, музыка, пение, фарсовые представления. В целом праздничные процессии были в античной культуре одной из форм удовлетворения общественной потребности в самооценке, самопознании и самовыражении. Особенно важного значения предоставляли им в Давнем Риме, справедливо считая, что население таким способом будет чувствовать свою причастность к величеству империи. Это были предшественники современных рекламных кампаний, которые направлены на потенциального потребителя и сочетают значительное количество средств, которые должны действовать на аудиторию, как шок. Такая реклама сегодня, как и когда-то, формирует национальный менталитет, помогает людям поддерживать эти мероприятия собственными действиями.

Начала другого вида рекламы — изобразительной — возникли задолго до появления письменности и тесно связаны с орнаментом, рисунком и скульптурой. Разные образцы этих видов творчества, которые принадлежат еще к эпохе палеолита, могут быть убедительным аргументом в споре о том, которое было сначала, — устная или изобразительная реклама.

К протореклами принадлежат орнаменты татуировок, их ритуальное содержание, сохраненное до наших дней; жезлы родоначальников, которые символизировали власть; знаки собственности в виде клейма, которыми помечали скот и рабов; племенные тотемы, на которых были изображенные животные, — за легендами, пращуры племени. Точно известно: древние ремесленники ставили специальное клеймо на изделия, заботясь о своей репутации и рекламируя качественную продукцию своего цеха. Традиционно у каждого гончара на Руси было собственно клеймо. Наследовав ремесло отца, сын-гончар дополнял семейный знак своими символами, которые значили, что дело перешло в его руки. Этот элемент имел старославянское название "отпятныш". Позже на гончарных изделиях рядом с орнаментом начали писать пожелание будущему владельцу вещи : "Благодатнеша плона корчага сия" [25].

Своеобразными рекламными символами были ритуальные маски и татуировки. Восковые маски предков, которые носили на торжественных и религиозных процессиях, стали непременной частью вилл римских патрициев и отображали давность рода, величие его деяний. Те маски по праву можно считать прообразом того, что в настоящее время называют фирменным стилем. Если в Древнем Египте особенно популярным было ношения масок и специального наряда, за которыми можно было спрятать личность, то в Давней Руси наши предки-славяне для перевоплощения использовали и подручные материалы — кожух наизнанку, мешок, рядно и тому подобное.

Маски, татуировки, ритуальное разрисовывание лица и тела доныне распространены в общественной жизни многих народов Африки, Южной Америки, Океании и Полинезии. Да, известно, что характер ритуальных украшений и цвет рисунков воинов определял их состояние в войске и принадлежность к соответствующим подразделениям. Женщины некоторых индейских племен во время захоронения вождя своего рода и до сих пор разрисовывают лицо в черный цвет. Обычай разрисовывать лицо невесты во время брачной церемонии с целью символизации перехода молодой девушки в новое качество замужем женщины существует во многих племенах Западного Лінданао (Филиппинские острова). У некоторых племен Полинезии был обычай татуировать детей родовыми символами, которые помогали матери узнать ребенка, если ее похитят. Женщины племени айда имели на груди татуировки председателя бобра и его передних ног, на плечах — головы орла, на предплечье и руках — камбала, на левой ноге — лягушки. Эти рисунки отображали родовое дерево.В отдельных случаях татуировка была привилегией свободных и знатных, а в племени кубару (остров Пелауз) "женщины богатеев, с приближением старости, в соответствии со своим социальным состоянием, должны были увеличивать количество татуировок. Эти украшения женщина могла заслужить только при выполнении определенных общественных долгов : если она организует празднование, то это предоставляет ей право прибавить к татуировке еще две полоски.". [25, с. 11]. Знаки родовых отмен, вся необходима социальное значимая информация содержалась и на лицах арабских женщин — почти до начала XX ст. Татуировки украшали не только подбородки, а часто и чело: на подбородке — знак племени и замужества, во главе — сколько в женщины детей.

С развитием письменности (VI — VIII тысячелетия до Рождества Христова) реклама приобретает вид писаного текста, больше распространенного сначала в Давнем Риме и ближневосточных культурах. Современные исследователи рекламы считают одним из самых давних рекламных текстов вычеканенную на камне надпись, найденную при раскопках египетского города Мемфис, : "Я, Ріно из острова Крит, из ласки богов толкую сновидение" [21, с. 4]. О ранней рекламной практике свидетельствует и настенная надпись в похороненной под пеплом Помпее: "Тот, кто отбрасывает Квінтія — пусть садится рядом с ослом" (образец политической рекламы). А вот письменная протореклама античных бань — любимого места отдыха давних римлян : "На прибыли Фаустіни баня моет городским обычаем и предлагает свои услуги" [25, с. 7]. Как пример политической письменной рекламы античных времен можно назвать хвалебные надписи ("камни, что говорят") на статуях правителей — с целью пропаганды их взглядов и достижений; надписи ("книги пирамид") из давньоєгипетських гробниц фараонов, а также на так называемой Стене рошунів, где описываются подвиги шумерского правителя XXIV ст. до Рождества Христова.

Дешевле и достаточно распространенными были надписи, нацарапанные или нарисованы краской на стенах, — так называемые графіті (от лат. graftio — царапать). Особенно много они найдены при раскопках Помпеи — свыше 1,5 тыс. образцов античной рекламы. Среди них символические изображения школ, таверн, бань, информация о зрелищах, предвыборные лозунги римских политиков, а также предостережения относительно запрета рекламы в неподобающих местах. Пример последнего: "Запрещается писать здесь. Горе тома, чье имя здесь будет вспоминаться. Пусть не будет ему ласки богов" [21, с. 5].