Методология построения научной теории


Следует различать не только проблему и вопрос, но и также проблему и проблемный замысел. В задумчивости на указываются пути решения проблемы, она только относится. Развитая же проблема включает в себя и указание на путь ее решения. На уровне замысла, как правило, остаются в науке "преждевременные" проблемы, - т.е. такие для которых еще не вызрели "пути решения", как теоретического, так и практического характера. В тот же время развитие проблемы есть одновременно и ее решением.Хотя нарушение проблемы и ее решение - процессы качественно разные, но резкая граница между ними провести нельзя. Нарушение проблемы есть одновременно и началом решения, и чем больше продвинулся исследователь на пути нарушения проблемы, тем более он продвинулся и на пути ее решение

Неполнота знания об объекте исследования может породить возникновение фиктивных проблем (например "вечный двигатель").

2.ИДЕЯ, ЗАКОН

Идеи, особенно новые и фундаментальные, играют в науке исключительную роль. Хорошо известно, что широкие горизонты приоткрываются перед наукой в случаях виникненя неочікуванихідей.

Термин"идея" был введен впервые, быстрее всего, древнегреческими философами

Сначала понятие носило чисто онтологическое содержание (Демокріт, Платон). Отход от чисто онтологического понимания идей связан с Аристотелем, который положил начало понимания идей как форммислення.

Поделились (философы нового времени) по вопросу об идеях эмпиризма и рационализма. Эмпиризм, абсолютузуючи опыт и игнорируя специфику мышления, считает идеей результат любого акта познания, отождествляет идею с представлением (Д. Локк). Рационализм, наоборот, отторгая мышление от опыта, несостоятелен объяснить объективность идей и принужденный постулувати их врожденность (Р. Декарт) и даже обращаться к помощи бога. Диалектико-материалистическая гносеология не отбрасывает полностью все предыдущие толкования идей, а одолевает их односторонность, вбирает и сохраняет их положительное содержание

Основные постулаты идей:

1)Идея - это форма мышления, опытное происхождение идей

2)Идея - это специфическая форма мышления, главная функция которой заключается в систематизации, синтезе знаний (И. Кант).

3)Идея - это высшая форма выражения объективной истины, ее связь с практикой и воплощением в действительность (В. Гегель).

В формальной логике существует точка зрения согласно которой, идея высказывается в пользу помощью понятия и не имеет формально логических отличий віднього.

Если любая идея является понятием, то не любое понятие является идеей. Понятие становится идеей только тогда, когда оно выполняет функцию остова некоторой системы знаний

Отличие между понятием и идеей относительная, так как ее можно провести только в пределах определенной системы знания. Одно и тоже понятие в разнообразных системах знания может играть разнообразную роль. Лишь тогда, когда на его основе происходит синтез знания, формирование системы знания, лишь тогда понятие выступает как идея. Такой есть функция понятия електро-магнітного поля в классической электродинамике и т. п.

Для современной науки наиболее типичной формой знания является теория. В слоге теории идея выступает как входная мысль, центральное положение, которое объединяет в теорию понятия и суждение ,которые входят в целостную систему. В этом есть ее функциональное отличие от понятия. Что же касается отличия идеи от понятия, которые входят в теорию, то суть его в следующему: в идее отбивается фундаментальная закономерность, которая лежит в основе теории, в то время как в других понятиях отображенные те или другие важные стороны и аспекты этой закономерности

Идеи, которые высказывают весьма общие и фундаментальные закономерности, могут не только служить остовом теории, но и связывать ряд теорий в область науки, отдельную область знания. ЕСТЬ и такие идеи, которые лежат в основе всей науки, в фундаменте познания вообще. Кроме того, идея может существовать к созданию теории - как предпосылка ее построения





Вернуться назад