ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)


В разных научных областях отношения к такой процедуре не одинаковое. Так если большинство физиков не анализируют тех создаваемых и применяемых ими понятий и гипотез, то, “напротив, математики занимаются этим систематичніше и решительнее, просматривают основы своей науки” [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Через несовершенство разработки понятийного аппарата биология, география, геология, как и физика, испытают значительной перегрузки, через фрагментарность знания связей между отдельными понятиями отсутствующая система научного аппарата. Проблема нагайного наведенн порядка в понятийном аппарате научных областей знаний связывает в методологическом самосознании науки с формированием углубленных и уточненных уялень о сущности соответствующей науки

Упорядочение понятийного аппарата виявивляеться достаточно сложной проблемой,которая требует изучения, просмотра, усовершенствование теорий конкретных наук и которая не может быть ограниченной случайными нестрогими матемачними формулированиями конкретнихтеорій.

Членение знания в середине отдельно взятой области, существование обусловленных таким членением теорий позарез необходимо обгрунтовувати. К существованию подобной процедуры обгрунтувань методологическое самосознание еще только приближается. Как утверждается в работе [22], в частности, “сам факт раздела физики на ряд физических теорий... обычно не вызывает удивления и воспринимается как естественной проявление разнообразию окружающей насдійсності.

Но насколько есть естественной такое разнообразие? Отсутствие интересов к подобным вопросам во многом определяется стилем мышления, господствующим в настоящее время в физике.”.Проблема понимания конкретной области знания как единой системы, а не как простой совокупности теорий может быть рассмотренная только при условии сознательного управления той концепцией теоретического знания, в которой композиция конкретно-научного знания связана с диалектически расчлененным предметомнауки.

Итак, проблема синтеза научного знания в теоретическую систему зависит от уровня познания предмета науки как диалектически расчлененной целостности, от готовности науки методически использовать эти знания для реорганизации сооеи структуры

Такая готовность постепенно, преимущественно стихийно, уже формируется на основе логіко-гносіологічних возможностей, которыми владеет наука в конкретный исторический момент своего развития для целостного охвата, видение своего предмета

Выводы

1. Вопреки всякой сложности проблем сущности теоретического знания, его природы и законов развития, современное отношение к ним, их постановок и ожидаемых результатов дослідженнь е принципиально новой ступенью в познании творческого знания как такого. Традиционно надлежащее к философии логики и гносіологіи это исследование само по себе теперь приобретает значение области конкретно-научного познания

2. В конкретных науках на данном этапе ощущается острая потребность обгрунтування единой цілістнои логической системы научного познания, необходимость внесения корректив в методологические установки, которые разрешали бы разрешить вопрос о единой организации научно-теоретического знания как вцілому так и в конкретнихдисциплінах.

3. Современные представления о значимости отдельных теорий для развития научного знания, о критериях их теоретического статуса, способы организации научно-теоретического знания оказались методологически ограниченными, несовершенными для применения в ряде предметных областей, в частности, в биологии, географии, химии тощо.

Поэтому нужна переоценка некоторых современных идеалов теоретического знания и нормпізнання.

4. Острой проблемой в естественных и других науках есть проблема немедленного устранения разрозненности, неоднородности знаний, в решении которой значительную роль должны сыграть “математизация”, “фізикалізація”, “діалектизація”, предметный^-предметного-предметного-научно-предметного знание при критическому переосмыслению представлений о статустеоретичного.

5. Необходимым условием дальнейшего успеха научно-теоретических знаний есть решения проблемы научной звязності блоков знания направленного на достижение идеала единства знания. Здесь язык не столько в упорядочении, организации знаний на основе какого-то принципа, а сколько в адекватном объяснении целостности научно-теоретического знания





Вернуться назад