ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)


Зупинемося надеяких питанях развития научного знания опираясь, в частности, на результаты некоторых работ, зкрема [Ошибка! Источник ссылки не найден.,Ошибка! Источник ссылки не найден.,Ошибка! Источник ссылки не найден.,Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Значение как предмета специальных исследований теоретическое знание начало приобретать относительно недавно, немного больше двух столетий тома. И все же сначала эти исследования велись узко, ограничиваясь рамками философского учения о познании. Не смотря на то, что материал брался большей частью из результатов конкретных научных познаний, сделанные на их основе выводы не могли к определенной мере прислужить методологическими рекомендациями для усовершенствования научно-теоретического знания. “Даже если такое происходило, то скорее случайно. Исключением было применение тех или других выводов для реорганизации и развития собственное философского знания. В качестве примера этого можно привести попытку Б.Спінози применить представление об аксиоматическом построении теоретического знания, теории дедуктивного вывода для организации философского знания, или критику такой попытки Г.Лейбніцом и И.Кантом и витікаючі из нее попытки усовершенствования метода построения философского знания как системы или, в конце концов, учение Гегеля о диалектической логике, которое включало и вопрос организации знания” [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Філосфсько-методологічна рефлексия над развитием научно-теоретического знания (в философском понимании рефлексия - это принцип человеческого мышления, который направляет его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критическое анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, которая раскрывает внутреннее строение и специфику духовного мира человека, и т.п.) хотя и была в этот период связанная с ним как со своим источником и объектом, однако сохраняла видимость самомтійності. Эта видимость вытекала из временной разобщенности, частично вследствие того, что результаты оценивались вне них практично-методичнимвикористанням.

Вопрос сущности теоретического знания, способы раскрытия этой сущности и пути получения нового теоретического знания философы старались объяснить еще в домарксистский период. На основе детального анализа утверждений и объяснений по поводу этих вопросов в истории философии совокупный результат был охарактеризован и оформлен в целом как проблему теоретического знания [Ошибка! Источник ссылки не найден.].Выделение основных исторических концепций теоретического знания разрешило показать изменение конкретно-исторических представлений и соответственно обгрунтувати сущность теоретического знания и его атрибутов, включительно с присутствующим ему залогом организованности. Изменение концепций и новых объяснений, которые развивались в рамках этих концепций, происходила по мере накопления представлений, которые удостоверяли ограниченность концепции и противоречивость ей

Исследование исторического развития проблемы теоретического знания определяется своей актульністю потому, что на этом пути можно найти подход, своеобразный ключ, к разработке и решению злободневных и поныне вопросов сущности теоретического знания конкретных наук, его природы и законов развития, тощо.

Наследственный характер постановки, рассмотрения, объяснение и решение многих упомянутых проблем ныне не вызывает сомнения и является удостоверенным фактом. Современное отношение к упомянутым вопросам, ожидаемые следствия их рассмотрения и решение е принципиально новой ступенью в познании творческого знания как такого

Новизна ситуации такого познания состоит перво-наперво в потому, что самое исследование специфической сущности теоретического знания, которое традиционно принадлежит к философии, логики и гносеологіі (теории познания) приобретает теперь значение области конкретно-научного познания

Главной чертой этапа современной вызревающей науки становится філософсько-методологічна рефлексия. Одним из важнейших следствий включения этой рефлексии в самосознание науки в целом и ии конкретных областей в частности оказывается расширением содержания, научного-конкретно-научное теоретического знание за счет объединение знание законов функционирование и организации знаний о предмете

Постепенно происходит переход к качественно новой ситуации в познанные сущности теоретического знания, а именно філософско-методологічна рефлексия шаг за шагом теряет доминирующую видимость смостійності, приобретает характер саморефлексии конкретно-научного теоретического знания

Вследствие практически преобразовательной человеческой деятельности много областей научного знания выполняют заказы на формирование новых конкретных знаний. Для того, чтобы эти заказы были осуществлены, субект науки должен иметь знания закономерностей прироста теоретический^-теоретических-научно-теоретических зань, уметь пояснять и превращать их в заданном направлении. Поэтому теперь возрастает роль выводов и обобщений, которые делаются в ходе философской рефлексии над развитием конкретно-научного знания с учетом практично-методологічнихрекомендацій.





Вернуться назад