ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)


Эмпирическая теория, которая подвергнута “дедуктивізаціи” (логической реконструкции) и имеет эмпирическую интерпретацию, называется гіпотетико-дедуктивною теорией

Л.Б.Баженов [Ошибка! Источник ссылки не найден.] указывает, что гіпотетико-дедуктивний метод, или метод восхождения от абстрактного до конкретного, является общим методом построения научной теории в развитых научных дисциплинах, который имеет при использовании, в частности в физике, две разновидности: метод принципов и метод гіпотез. “С рассмотрением вопроса о роли метода принципов и метода гипотез тесно связанная проблема феноменологічних (описательных) и динамических (объяснительных) теорий

Под феноменологічною теорией понимают такое формулирование закономерностей в области спостережувальних явлений, в которых не делается попытка свести описательные связи к общим законам природы, которые лежат в их ней основе и из-за которых они могли бы быть понятными” [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Современной науке известные также разные индуктивные теории, которые характерные эмпирическим наукам. Они діляються на описанию и математизовані.Вывод называют индуктивным, если он напрямлений от сингулярных высказываний типа отчетов о результатах наблюдений или экспериментов к универсальным высказываниям типа гипотез или теорий. Вопрос об оправданности индукционных выводов, или иначе говоря, о тех условиях, при которых такие выводы оправданы, известное под названием “проблема индукции”.

Описательные теории содержат сроки, которые означают объекты відповідповідних предметных областей, их свойства и отношения

Математизовані индуктивные теории отличаются тем, что в них широко применяются математические методы и строятся математические модели объектов, которые изучаются

Детальный анализ теорий, видение их еврістичних и логических функций, а также примеры применения в разных предметных областях, можно найти, в частности, в работе [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

О некоторых взглядах на проблемы формирования новых науково-теоретичнихзнань.

Исключительно важным и радикальным в изучении формирования новых научных теорий есть процессы в научно-теоретическом знании, которые за образным высказыванием [Ошибка! Источник ссылки не найден.], ”возникают за счет сдвигов вимагаючих решение проблем на другой уровень универсальности - или на уровень математических моделей и гипотез, или разработанных теоретических моделей, заимствованных с других более развитых (хотя, может быть, и “бідніших” по смыслу) дисциплин (аналогии)”.

Считается, что такие сдвиги могут быть продиктованы необходимостью применения более радикальных познавательных средств, которые разрешают соответствующим образом ассимилировать “избыточную” информацию, которая была выявлена в процессе применения имеющихся теоретических системзнань.

Именно через это развитие любой области теоретчнои науки прямо зависит как от наличия подходящих математических моделей (теорий) и успехов других (в том числе сложных) дисциплин, так и от того, в какой мере используется возможность ее собственного применения

В работе [Ошибка! Источник ссылки не найден.] на основе логико-методологического метода исследуется механизм изменения фундаментальных теорий. В частности, предложенная автором концепция не только описывает процесс перехода от классической физики к квантово-релятивистской, но и дает основу для осмысления процесса создания единой физической теории, которая происходит в наше время. И всеже, как отмечается, данная концепция до конца не только не решает всех проблем методологического и историко-научного характера, но и ставит ряд новых проблем универсальности, полноты возможностей реконструкции знаний, тощо.

При исследовании научных знаний, как и при анализе любых других объектов, в наше время широко используется методмоделювання.

В этом контексте развитие современной методологии атор работы [Ошибка! Источник ссылки не найден.] рассматривает как последовательное изменение научных знаний более усовершенствованными моделями. В связи с этим рассмотрено, в частности, взаимоотношения философских концепций научного знания и моделей научного знания; паказано, как одна и та же модель может давать разные философские интерпретации; установленные пути развития моделей научных знаний, с одной стороны, и философских концепций научных знаний - з другого





Вернуться назад