Научное мышление и его структура


"2" Знание, при допомози которых здийснюють змини в представлениях о ризни процессы и способы получения предвиденного результата, т.е. ти, яки служат субъекту для преобразования знаний о видоми обективни властивости дийсности.

При розгляди знаний как засобив мышление становится очевидным, что истина - это необхидна условие успишного их использование. Если представление о процессах, алгоритмах может быть непосредственно использованное в дияльности как определяющий для формы дии момент, то знание о том, что есть в дийсности взагали, используются исключительно функционально для змини чувствительных образив процесив, что используется при побудови представлений о можливи дии человека

Эта здатнисть определенных знаний мистити дани о том, что есть независимое вид субъекта (наслидуючи Аристотеля именно их называют истинами) определяет необхиднисть их накопление. При этом очевидно, что здатнисть фиксации условий протикання процесив и результатив взаемодии этих условий разрешает использовать знание исключительно практически - не требуя розуминня сутности протикаючих реально процесив (они просто фиксовани в памяти в вигляди представлений о послидовнисть потрибних дий собственного тила).

Таким образом, тильки при необхидности зминити (а не заминити) протекая процессы возникает потребность послидовного преобразование в голови схемя2* я0суждений о процессе, чтобы получить схему процесса змини процесса

Важливисть этого вывода можно пидкреслити следующим. Осмысление обозначенного разрешает зрозумити, что нельзя требовать вид пизнання свиту непосредственно реализовуваних алгоритмив виришення практических проблем, так как знание о свит могут служить людини тильки для змини знаний о способах умственной и практической дии. Т.е., знание о властивости свиту потрибни лишь субъекту, который мыслит, а бильше никому.

Так же, данное осмысление разрешает зрозумити и следующее:

* Термин "схема" в нашему тексти используется в значенни

предложенному и.Кантом: "понятие - это схема послидовности

умственных дий с представлениями".

оскильки знание о свит выступают лишь средством змини представлений о способах успишнои дии, т.е. используются функционально (или "практически", как говорят прагматисты), они "не входят" к такому результату мышления как знание схемы или пландий.

Благодаря тому, что проблемы или задачи могут решаться из зас-тосуванням ризних знаний, они иноди виришуються ризними способами. Но все разнообразие ришень ограничено имеющимися для человека понятиями схемами соединения представлений в некоторое непротиворечивое суждение

В связи с этим может возникнуть мысль, которая дослидження природы принципиально видризняеться вид логичного конструирование, оскильки явление, причина которого ищется или дослиджуеться, уже есть видомим к началу дослидження, а итак представление о нем, а не схемы, руководит связями одних представлений с иншими. Тем не менее, эта мысль не устраивает нас как образец дримучого емпиризму. Выйдя за межи установок тотального емпиризму мы сразу обнаруживаем, что и в процеси научного дослидження также здийснюеться конструирование новых схем соединения представлений об объективной реальнисть. Это особенно хорошо видно при пизнанни процесив, что непосредственно не воспринимаются чувствами (електродинамика, квантовая физика, биохимия и т.п.).Учитывать впливовисть философськои концепции , что "змистовний [а не формальный] пидхид к изучению форм знания базируется на ототожненни формы знания с категориальною структурой" [17.-с.10] не помешает провести размежевания миж категориальнистю и семантичнистю, оскильки в своих дослидження В.А.Рижко явным образом противопоставляет категориальнисть лишь логичному синтаксиса. Такое размежевание имеет особый смысл если обратить внимание на следующее замечание автора цитированного миркування: "Зрозумило, категории не исчерпывают формы научного знания, тем паче, что они являются основой любого мышления, не только научного" [17.-с.10]. Анализ возможных висновкив из приведенного замечания разрешает рассмотреть гипотезу о семантической природе научного знания, которое может иметь с формами знаний взагали спильни категориальни и синтаксични структуры. Синтаксис, например, может иметь сугубо техничне применение, с которым мы имеем дело в информатици, побутовий кибернетизации, когда потребителю компьютерных техно-логий научная картина свиту не дана. Найчастише такая мистификация зустричаеться в малоосвіченихкибернетикив.





Вернуться назад