Философия науки как объект дослидження


Мифологична свидомисть создает ряд отдельных проблем для фаль-сификационизму. Например, чему деяки вчени считают виришальни эксперименты скорише положительными и верификацийними, аниж негативами-ими и фальсификацийними? Поппер для виришення этих проблем разработал концепцию "трех свитив", что объясняет видминнисть объективного знания (в его "третьему свити") и искаженных видображень этого знания в индивидуальний свидомости.

Навить принимая фаллибилистичне толкование науки как безперерв-ного процесса роста знания (перманентное движение вид объяснение к пояс-нення, вид гипотези к гипотези, вид проблемы к проблеме) невозможно избегнуть вопроса о роли доведения в науци. Так, если рассматривать фальсификацию как источник науковости, тоди надо доказывать, что мы взагали здатни что-то окончательно фальсификувати (довести факт опровержения). Потребность в здийсненни такого доведения вызвана постийною угрозой вичного регресса глупой нескинчености, что создает условия для сумниву в наявности самого факта иснування самодовлеющей фальсификации, как это было возглашено и.Лакатосом [Див.:33]. Проблема доведения найслабкиший пункт циеи методологии. Возразить фальсификационизм как принципиально ошибочную версию мы не имеем права, так как достаточно обратиться к прискипливого методологичного анализу становление биологичнои науки проведенного в книзи В.С.Крисаченка "Человек и биосфера"(1998), чтобы увидеть, что видкриття знаменитой теории "Происхождение видив" Чарльза Дарвина видбувалося через послидовне “фаллибилистичне” опровержение те-орий: "вид первой к пятой".

Укажем, что фальсификационизм приобрел широкое распространение в социологичних дослидженнях, яки требуют обязательного обоснования "вибірки" сбора емпиричнои информации в вигляди гипотези. В цилому, главной сферой применения данной методологии можно признать проблемы техничного внедрение наслидкив фундаментальных научных дослиджень, что охватывается понятиями "прикладни науки", "технични науки", "инженерни науки". Таким образом, становясь научно сформированной формой технологичного использование научного знания методология фальсификационизму может рассматриваться в якости средства создания развитой научной теории.Также слид заметить, что становление развитых научных теорий на основи использование принципа фаллибилизму и процедуры фаль-сификации имеют своей родительной предпосылкой универсальни суждение типа ad hoc, что могут формироваться через непосредственное использование методологии индуктивизма и классического конвенционализма.

4. историзм.

историзм [Див.:17;33;36;37] как методология был создан на кинци 50-х рокив ХХ ст. для виришення проблем связанных с анализом видношень миж ризними системами теорий.

Определяя мисце методологии историзму в общему процеси на-укового прогресса можно обосновать тезис, что эта методология есть форма создания структурно самоопределенной развитой науки

историзм заимствует в конвенционализма дозвил рационально прий-мати по согласию не тильки просторово-часови одинични "фактуальни тверження", а также и просторово-часови универсальни теории. Объектом и предметом данной методологии представляют не изольована теория или сукупнисть теорий, а их системы, которые иноди, например, называют: "наукой", "парадигмой", "научной школой", "направлением", "дослидницькою программой" и т.п. с конвенционально принятым (и поэтому згидно к заздалегидь выбранных ришень, разработанного плана) "неопровержимым" ядром, которое определяет проблемы для научного виришення, прийнятни средства их виришення, видиляе захисни до-помижни гипотези, предусматривает можливи фальсификации и победно пе-ретворюе их в подтверждающие примеры

Если в литератури, которая рассматривает проблемы философии науки понятия "индукция", "дедукция", "конвенция" и "фальсификация" (в розуминни, которое было предложено К.Поппером) как окреми методични процедуры уже приобрели упрочен характер, то понятие "метод историзму" не имеет распространенного употребления. Здебильшого, методологию историзму розумиють как обращение философив науки историчнои школы к истории науки как предмету методологичного дослидження.

Видкриття метода "историзму" принадлежит Томасу Семюелу Куну [Див.:25.-с.61-82]. Вин, рассматривая процессы парадигмальних змин через поривняння "нормальной" и "революцийнои" науки, анализ видминностей способив дияльности ризних научных обществ, проявил, что историзм может рассматриваться в вигляди процедуры и выполнять функцию метода

В книзи "Структура научных революций" [Див.:17] указано, что в процеси революцийних змин в науци важную функцию выполняют психо-динамични иррациональни элементы, яки вин называет "гештальт-перек-люченнями". Субъектом гештальту есть особистисть, что вопреки устале-ним научным традициям предлагает представление, которое возражают ряд роз-повсюджених научных убеждений как анахронизми.





Вернуться назад