Философия науки как объект дослидження

Главная - Науковедение - Философия науки как объект дослидження

Рассматривая конвенциональни объяснение роли интуиции в научному пизнанни можно проявить, что инструментальнисть конвенций не имеет во-люнтарно-субективиського характера. интуиция как источник кон-венциональних соглашений рассматривается в вигляди здатности создавать системно-аналоговую связь миж попередними (традицийними) и ново-приобретенными представлениями, а не как самодовлеющая трансцендентнисть. Толкование Л.Керролом "силлогистики как системы операций с роз-подилом возражений"[31.-c.64] разрешает обосновать, что философсь-ко-онтологичним змистом послидовно-логичних миркувань может быть мыслима связь в мыслимому свити без видношення к объективной реальности.

Образцом демонстрирования логистичности интуиции можно признать уже згадани упражнения английського математика Л.Керрола, яки наявни в диалози сказочных героев Алиси с Королевой: - "Я, так долго ждала, что уже упала в видчай" - говорит Алиса.

-"Итак, тоби уже не надо пить чай" - видповила Королева

Анализуючи данный диалог видим, что эта каламбурная игра слив зро-зумила, хотя традицийне определение понятия "видчай" в указанному фрагменти приобрело возражение. Если кто-то осуществит попытку вывести зрозумилисть связи высказываний Алиси и Королевы используя "Терминологичний словарь", законы логики, видношення "субъект -предикат" высказывание, то она обязательно будет неудачной. Тра-дицийне определение слив и похидне вид их применение видомих логичних закономирностей этот диалог поднимает. Итак, слид признать, что источник его змисту находится за пределами традицийного литера-турного досвиду и связанной с ним традицийнои логичности вико-ристання определенных терминив. В данном случае смысл связи висловлю-вань невозможно вывести с традицийно видомих определений понятий и слив, так как вин впервые предлагается для использования. Специфика этого нового использования состоит в потому, что оно не нуждается в новых по-яснень и обоснований, завдячуючи феномену "самозрозумилости". Эта зрозумилисть "интуитивно данная". Если мы будем принимать запропоно-ване Керролом толкование терминив, то будем делать это на пидстави "молчаливого соглашения" (конвенции), принимая его за удобное и цикаве.

Анализ разрешает сделать вывод, что источник смисло-наповне-ности этого диалогу кроется в можливости выражением Королевы визна-чити новый смысл попередних слив Алиси. Именно эту властивисть отдельного представления, строить нови смисло-системи с попередних представлений, конвенциалисти называют интуициею. На видмину вид логичного интуитивне выглядит как векторно противоположная умственная процедура. Логичне определяет видношення когда “перши” суждения становятся засновками к следующим “вторичным” как висновкив, а интуитивне - когда “вторичное” становится засновком для переосмысления “первичного” в якости вывода

Сферой непосредственного применения циеи методологии составляют процессы математизации науки. Возникая в якости методологии мате-матизации физики (Дюгем [Див.:32], Пуанкаре) и преобразование тео-ретичнои физики на самостийну слоговую физичнои науки, кон-венционализм распространился в сферу гуманитарних наук (языковедения -Айдукевич, политологии - Поппер, логики - Куайн).

3. Фальсификационизм.

Фальсификационизм [Див.:33] возник внаслидок епистемологичнои критики индуктивизму, которая опиралась на тезис, который обидви его фунда-ментальни предпосылки (а именно: что фактуальни суждение могут быть "виведени" с фактив, что иснують обоснованные индуктивни (из змистом, что збильшуеться] выводы) сами являются недоказанными и навить ошибочными.Завершенную фальсификациониську методологию предложил К.Поп^-пер, который используя обоснование принципа "фаллибилизму" развернутое Ч.Пирсом, обгрунтував методологичну процедуру встанов-лення хибности теории на основи использование modus tollens [Див.:25.-с.92-105]. Систематически изложенная методология фаль-сификационизму представляет собой определенный вариант конвенционализму, голов-ною тезисом которого есть дозвил принимать по соглашению просторово-часови оди-нични "базисни утверждение", аксиоматику, определение терминив, пос-тулати и принципы, а не просторови универсальни теории, что пре-тендують на роль "единого истинного учение". Фальсификационизм признает, что "судьба каждой научной теории или концепции завершается ее опровержением". Этот тезис видповидае основоположением фаллибилизму - "теория, концепция, гипотеза должна смиливо ево-люционувати к своему опровержению". Згидно фальфикациониму, некоторая теория есть научной лишь в том случае, когда она может быть приве-деною в зиткнення с каким-нибудь базисным утверждением о емпиричний залог вещей, и теория должна откидываться, если она противоречит емпиричний перевирци принятого базисного утверждения. Поппер [Див.:34] определил еще одно условие, которое должна удовлетворять теория, чтобы считаться научной: она должна предусматривать факты, котри являются новыми, т.е. неочикуваними с точки зрения иншого знание. Выдвижение нефальсификованих теорий или ad hoc гипотез (яки не дают новых емпиричних предусмотрений) противоречит науци как дияльности, что обеспечивает "рост" знание. Поэтому, научная дияльнисть заключается в систематичний критици и видкиданни наявнихтеорий.