Философия науки как объект дослидження

Главная - Науковедение - Философия науки как объект дослидження

Конвенционализм припускает можливисть построения любой системы класификации, которая объединяет факты в логично самонесуперечне зв-язане циле. За систему класификации принимается любая теория, что строится згидно с понятием "теории" - конституирует теоретическую еднисть предмету, властивости, видношення, положение и ин., что составляет видношення основоположений и наслидкив. Згидно циеи концепции, необхидно по возможности дольше зберигати нетронутым центр такой системы класификации, а когда вторжение аномалий создает труднощи, потрибно просто зминити или усложнить ее периферийни дилянки. Згидно с базовыми установками данной методологии одновременно могут спивиснувати ризни наукови теории, яки непротиворечиво согласовывают с единой емпиричною "базой" данных

Оскильки учение о дедукцию как метод не разворачивается в мето-дологию, так как не способно стать основанием анализу взаемовидношення якисно ризних методив, в пределах конвенциализму дедуктивизм впервые пиднимаеться к ривня методологичних проблем

Среди главных установок конвенционализму особое значение ма-ють "рекурентни миркування" А.Пуанкаре и "тезис Дюгема-Куайна".Тезис был сформулирован французским физиком Дюгемом для виришення ряда методологичних проблем связанных с процессами математизации теоретической физики. Куайн [10.-с.322-343] распространил зна-чення тезиса Дюгема на теорию взагали, как ризновид научного знания. Формулирование тезиса такое: "физична теория имеет системный характер, а ее окреми положения получают значение тильки в контексти теории". При условии соблюдения такого положения мы повинни признавать, что екс-периментальний перевирци пидлягають не изольовани теоретични поло-ження, а теория в цилому. Итак, теория не верификуеться - не подиляеться на окреми положение, яки потим независимо одно вид одного перевиряються экспериментально. В случае установления невидповидности предусмотрений теории экспериментальным данным немож-ливо определить, какая именно часть или конкретная гипотеза ошибочная. В рази выявление проблем теория может быть скорректированная ризними спо-собами, яки признаются ривноможливими, а вибир миж ими зависит вид соглашения миж научный работниками (конвенции).

идея изольованои перевирки гипотез имеет своим першоначалом индуктивистську методологию, которая признает научное формулирование за-конив природы наслидком обобщение фактив. Оскильки кон-венциализм признает, что миж емпиричними данными и теориями связь не всегда безпосередний, а имеет залежнисть вид процесса "перехода" базы емпиричних данных в язык символив цилои группы гипотез, тоди вин признает неможливисть видокремлення каждой с гипотез, например, в теоретичний физици, вид инших теоретических положений. Факты, в связи с этим, всегда "навантажени" змистом который несет теоретическая система в цилому.

Куайн отмечал, что нет научных положений, яки повнистю неза-лежни вид досвиду. Ни одна из научных теорий, гипотез не имеет имунитету относительно ее верификации. Однако, верификация способная лишь ко-ректувати теорию через ее окреми положение, ведь - быть процедурой сохранения теории, а не опровержение. Перевирци и опровержению в науци пидлягае система взаимосвязанных положений теории, а не окреми ее предложение или гипотези. Вид этого зависит стийкисть теоретических систем при зиткненни с противоречивыми данными досвиду и здатнисть теории к самокорекции на грунте конвенции науковцив.

Рекурентни послидовности (recurrens - зворотни) строятся на ривности, которая связывает миж собой два или декилька сусидних члены ряда чисел, который разрешает определять следующий член ряда через попередни, высчитывать один за одним наступни члены послидовности, если видоми попередни. Установление таких послидовностей разрешает доказывать, что можно здийснювати сведение любых фундаментальных положений точных наук (математики) к элементарным аксиом. Образцом таких послидовностей может служить аксиоматика Пеано, которая в мови "естественных" терминив будет иметь такой вид:

1) нуль есть число;

2) следующее за числом является число;

3) декилька ризних чисел не может иметь одно и то самое следующим;

4) нуль не является следующим ни за каким числом;

5) если нулю присущая какая-нибудь властивисть, а также, если она присущая любому иншому числу и следующему за ним, тоди эта властивисть присущая усим числам [Див.:27.-с.33].

Ци аксиоми постулюють елементарни видношення миж терминами ("нуль", "число", "следующее"), где общий смысл остается не зминеним, оскильки наявни как незминни "первинни номиналии", что нельзя свести к инших, бильш элементарных. Пятое положение, которое представляет собой постулювання логичного дискурсу видомого пид названием "рекурентне миркування Пуанкаре" [Див.:28;29], найбильш ярко висвитлюе, что логико-математична "истина" обнаруживает лишь согласие ума из самым собой. Оскильки конвенционально принятая теория лишь конституирует возможную вариацию теоретической едности предмету, власти-вости, видношення и положение, можно признать, что она безпосе-редньо не зминюе смысла фактуальних данных. Мы имеем дело лишь с инструментально ризними класификациями, яки можем подиляти на зручни, красиви, вдали или наоборот.