Влияние техники на развитие экономической деятельности: философский аспект


Научно-техническая революция - это более узкое понятие. Она представляет собой одну из стадий или форм НТП, когда он приобретает ускоренный, скачкообразного характера. Проявлением научно-технической революции есть коренная перестройка всей технической и технологической основы производства, его организации и управление, которые осуществляются на базе практического использования фундаментальных открытий современной науки. Производство превращается из простого процесса работы в научный процесс, в технологическое применение науки

Необходимо правильно определить этапы научно-технической революции, которая дает возможность уточнять перспективу НТР, начертить главные направления ее дальнейшего развертывания. Это в свою очередь будет оказывать содействие усовершенствованию управления научно-техническим прогрессом с целью успешного решения основных экономических, политических и социальных задач, которые стоят передсуспільством.

Одной из обязательных условий определения этапов научно-технической революции есть четкое определение ее сущности. Больше того, сущность НТР должны выступать определяющим критерием, который дает возможность научно выяснить начало НТР и основные этапы ее развития. Ведь невозможно дать научно обгрунтоване определение места и времени развития любого явления общественной жизни без четкого представления о его содержании, знании глубинных основ, объективных закономерностей существования данного явления. Выяснение сущности НТР дает возможность уявно охватить и осознать в целостности масштабы научно-технической революции и основные этапы ее развертывания, а также своеобразность ее осуществления на разных этапах общественного развития и своеобразность социальных следствий НТР в определенных соціальнихумовах.

Методологической основой исследования сущности научно-технической революции может быть такой подход к развитию науки и техники, когда в процессе анализа их роли и значение в производстве и вообще в жизни общества в центр внимания относится трудовая человеческая деятельность в ее историческом движении. При этом развитие техники следует рассматривать не как самостоятельный, сам по себе, а через призму человеческой активности, т.е. как процесс последовательной передачи производственных функций от рабочего до техники, как замену "естественных производственных инструментов" искусственными. В результате прогресса техники все больше функций передается технике, машине. Возможный такой залог, когда человек в конечном счету выйдет из непосредственного процесса производства и вместо того, чтобы быть главным элементом процесса производства, станет рядом с этим процессом. Итак, рассматривая сущность НТР, необходимо учитывать эта сторона явления, а именно - изменение места и роли человека в процессе производства, которое происходит в результате технического прогресса.Следует обратить внимание на органическое единство науки и техники в процессе их развития. Современная техника и технология немыслимые без воплощения в них научных достижений. Если в прошлые времена наука выступала как самостоятельная сфера деятельности, независимая от других факторов общественной жизни, то из определенного времени она начинает входить в тесную связь с другими сферами деятельности человека. Особенно возрастает ее взаимосвязь с производством, техникой. Осуществляя на них существенное влияние, она самая уже не может прогрессировать безних.

Правда, научные открытия далеко не всегда становятся оперативным достоянием производства. Иллюстрацией могут послужить такие данные. Известно, что практическая реализация идеи получения фотографического снимка состоялась лишь через 100 лет (1727-1839), идея телефона - через 56 лет, радио - через 35 лет, радара - 15 лет, телевидение - 14 лет, атомная бомба была создана через 6 лет после теоретического обгрунтування возможностей ее создания, транзистор пробил себе дорогую на протяжении года. Но, как видим, наблюдается тенденция к сокращению времени реализации науковихвідкриттів.

При характеристике современного производства приобретает огромное теоретическое и методологическое значение тенденция к технологическому применению науки и неуклонное постепенное преобразование ее в непосредственную продуктивную силу. Наука выступает в роли общественной продуктивной силы. •

В современных условиях процесс превращения науки в непосредственную продуктивную силу осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях. Во-первых, результаты научных исследований воплощаются в технике, технологии, в материальном производстве вообще, т.е. наука выполняет так называемую материально-техническую функцию. Техническая ориентация науки начала четко проявляться со времени промышленной революции конца XVиии - начала XиX ст. С того времени происходит бушующее развитие комплекса естественных наук, появляются прикладные исследования, технические разработки, производственные исследования. Во-вторых, научные знания воплощаются в самых производителях, в людях, их світоглядах, творческих способностях, т.е. путем личностной ориентации науки. В ходе развертывания научно-технической революции все четче проявляется эта тенденция, все наочнішою становится объективная необходимость усовершенствования творческих способностей личности, все больше возрастает значение духовного развития трудящихся как решающего фактора материального производства. Без интеллектуального развития человека-рабочего, инженера, техника, организатора производства невозможное и успешное развитие техники, технологии, их использование у производстве

Таким образом, наука путем воплощения ее достижений в технике, в технологических процессах, а также развития творческих способностей, духовного усовершенствования участников производства непосредственно усиливает производственные возможности человека и общества, а итак, е непосредственной продуктивной силой





Вернуться назад