МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Украинский ученый С. Катаев считает, что термин"трансформация общества" дает возможность комплексно охарактеризовать сущность процессов, которые происходят в обществе. На мысль В. Горбатенка, категория "системная трансформация" означает преодоление общественных, политических, структурных разногласий и проблем данного общества средством его выхода за рамки собственной социальной организации, которая предусматривает кардинальное изменение векторов ее движения, способов мышления и действия субъектов

Таким образом, термин"общественная трансформация" охватывает весь процесс движения общества, різновекторні изменения. В отличие от этого, понятие "модернизация общества" рассматривает аспект усовершенствования общества, его прогресса. Понятие "модернизация" акцентирует внимание на улучшении социальных институтов, которое отделяет его от таких категорий, как "развитие", "изменение", "трансформация".

Теория модернизации базируется на комплексном объединении разнообразных исторических подходов к общественному развитию и современным научным разработкам. Среди ее основателей есть С. Ліпсет, Г. Алмонд, Д. Ептер, Л. Пай, С. Хантінгтон, Ш. Ейзенштадт и др. Рассматривая содержание их работ, можно сделать вывод, что термин"модернизация" употребляется в таких основных значениях: 1) как название комплекса прогрессивных общественных изменений; 2) как совокупность экономических, политических и культурных изменений, которые происходили на Западе с XVи ст. и достигли кульминации в XX ст., воплотившись в так называемому современному (в отличие от традиционного) обществе; 3) как определение стараний слаборазвитых обществ догнать переду за теми другими ли методиками

В современных работах украинских ученых все более большей популярности приобретает постмодернистский подход к проблемам общественно-политического развития. Так, на мысль С.Катаева, основные черты постмодернизма состоят в объединении классических и модерных принципов. Классические теории занимались созданием универсальных теорий, модернизм базировался на внимании к уникальности частных явлений, постмодернизм утверждает плюрализм основ, багатоманітність подходов

Вместе с тем термин"постмодернізація" часто употребляется для определения нового типа вхождения в будущее - модернизации на основе собственной традиционной идентичности. Среди западных исследователей концепции постмодернізаціи можно назвать Д. Крузе и Р. Інглехарта. Сущность модернизации Р. Інглехарт усматривает в замене авторитета религии авторитетом государства. Постмодернізація, по его мнению, - это движение от авторитета государства - к авторитету традиции, к росту роли традиционных ценностей и уменьшение роли рационализма в жизни человека. Таким образом, снова за гегелевской диалектикой, разворачивается спираль общественного развития от традиций (классическое общество) - к рационализму (общество модерна), и снова, от рациональности - к традициям (постмодернистское общество), но к традициям более высокого уровня, традиций, которые сконцентрировали в себе положительный опыт истории человечества

С точки зрения постмодернизма общественные системы не могут оцениваться в понятиях "развитые - отсталые", их надо рассматривать как "функциональные - нефункциональные", поэтому постсучасним может быть общество, которое способно обеспечить свою стабильность, жизнеспособность и развитие на основе любых подходов. Модели осуществления модернизации разделяют на органические и неорганические, стихийные и целенаправленные. Органической считается американско-европейская модель модернизации. Здесь преобразования осуществлялись методами, которые опирались на собственную культуру и характеризовались постепенностью, продолжительностью, синхронностью изменений в разных сферах общественной жизни

Неорганические методы осуществления модернизации присущий странам, которые задержались на стадии традиционного общества и теперь осуществляют преобразование "вдогонку". При неорганической модернизации общество сталкивается с целым рядом проблем, таких как столкновенье традиционных норм и ценностей с целями модернизации, потеря идентичности, значительная поляризация разных элементов общественного развития, доминирование административно-бюрократического аппарата как субъекта модернизации, пассивность гражданского общества в отношении к преобразованиям

В контексте исследования современной, неклассической модернизации общества чрезвычайно актуальным оказывается синергетичний метод. Именно он раскрывает сущность феноменов самоорганизации, нелинейности глобальной эволюции. Функциональные положения теории самоорганизации, которую немецкий физик Г. Хакен предложил в 1973 г. назвать синергетикою, изложенные в работах И. Пригожина, Г. Ніколаса, И. Стенгерс, Г. Хакена.Синергетика критически просматривает линейную модель социального прогресса. Поэтому очень важно оценить ее методологический потенциал относительно других исследовательский приемов социумов. Во-первых, синергетика направленная не на существующие процессы, а на те, что только возникают. Например, рассматриваются моменты возникновения порядка из хаоса. Именно это имеет огромное значение для современного украинского общества, залог какого многими учеными и практиками оценивается как хаотичный, бесплодный динамизм

Во-вторых, синергетика разрешает увидеть мир в необыкновенном ракурсе, поскольку за основу берутся такие категории, как открытость, нестабильность, нелинейность. Оказывается, что складноорганізованим системам нельзя навязывать пути развития. Необходимо понять, как оказывать содействие их собственной эволюции. Практика доказывает, что большие усилия могут оказаться напрасными, или даже вредными, если они противоречат тенденциям саморазвития сложной системы





Вернуться назад