Философия права как методологическая дисциплина


Философия права, как научная теория, которая содержит мировоззренческие, гносеологические, онтологические основы и смысл права, его сущность и понятия, основы и место в мире, исследует познавательные возможности и эвристический потенциал определенной философской концепции в особой сфере права, базируется на філософсько-природних, рационалистических, позитивистских, экзистенциальных, психоаналитических, теологических основах в сочетании с філософсько-антропологічними поисками духовной основы, космоцентричних основ и метасоціального содержания права

В этом разделе именно и анализируются указанные выше философские концепции, как общемировоззренческая методология и инструментарий построения современных теорий философии права

Абсолютно противоположное содержание относительно понятий, истоков, смысла, функций права и его места в обществе, культуре, цивилизации зависит от того, какую философскую концепцию будет положенную в основу построения той или той теории философии права. От этого зависит уровень исследования проблемы доктрины, парадигмы, истины в правые, как руководящих принципов в праворозумінні, нормоутворенні и нормоздійсненні, а также исследование філософсько-світогляднои системы права как правосознания, правовідношення, праводіяльності.

В пределах сугубо юридической области нет признаков правового и неправового, справедливого и несправедливого, доброго и злого, рационального и нерационального. Для определения этих признаков следует оставить границы сугубо положительно-юридического подхода и обратиться к более широкому філософсько-світоглядного, социально-политического контекста, то есть рассматривать право в непосредственной связи с такими базовыми для юриста понятиями, как лицо, механизм обеспечения прав человека и свободы личности, правовое государство и гражданское общество, мораль, прогресс, цивилизация, культура тощо.

А это возможно, когда мы рассматриваем право как неотемлимую составляющую культуры, форму общественного сознания и нормативную систему под углом зрения определенной методологии построения теории философии права

Философия права как методологическая дисциплина дает возможность найти истину из пылких споров относительно задач государства, прогрессивных форм государственного устройства, отличия права от силы или своеволия, относительно отношений между личностью и государством, взаимоотношений лица, государства и права, механизма обеспечения прав человека и свободы личности, его генезиса в культуре. Все это составляет мировоззренческую функцию философии права, и главнейшим в ней есть то, что сущность права имеет философскую природу и его можно познать, лишь раскрыв философский источник последнего

Относительно специальных юридических наук, теории права, социологии правая философия права занимает такое самое место, что и философия как общая методология относительно всех наук. За своей сущностью философия права не может прибегать к изучению того многообразия текучих и непостоянных явлений, которое является объектом исследования именно отраслевой юриспруденции

Но каждая отраслевая наука, руководствуясь общими основами философии права, должна: "1) развить ее главные принципы относительно своей области и 2) указать средства реализации полученных выводов в определенных условиях места и времени" .

Заинтересованность философскими проблемами права в последние годы значительно выросшая. Об этом свидетельствуют многочисленные симпозиумы, конференции, научные исследования как в нашей стране, так и за границей

Роль и ценность философии права заключается в том, что она показывает отношения между законом и правовыми феноменами, которые раскрывают содержание закона, оказывает содействие развитию этических взглядов юристов, их общей правовой мировоззренческой и методологической культуры, а, итак, и эффективности профессиональной деятельности

Философия правая - это моральную ячейку законодательства. История свидетельствует о том, что развитие проблемы правового государства неотъемлемый от развития проблемы философии права

Наука о праве имеет многовековую историю, глубокое постижение которой происходит в процессе изучения новых факторов, которые характеризуют ее развитие в разных исторических периодах и странах. Учитывая повышенное любопытство к вопросам методологии философии права, их возникновение и развития, в разделе сделана попытка критически осветить исторические и современные идеи методологии философии права, показать ее разнообразные направления.Понятие философии права не было однозначным. С одной стороны, философию права или толковали как метафизическое учение о праве, или сводили ее к гносеологическим проблемам правоведення. С другой стороны, философия права не тільки отождествлялась с исторически-правовой доктриной, но этот срок использовался и представителями юридично-го позитивизма, которые рассматривали отказ от решение онтологических, гносеологических та аксеологічних проблем права як новое направление в юридической науке. Историческое развитие представлений о праве, его сущности и идеалах были настолько специфическими и проблематическими, что в итоге возникли самостоятельные направления в юриспруденции - энциклопедия права, теория права, социология правая. По своему характеру эта наука является типичным выражением природно-правовых конструкций, которые в прошлому репрезентовали часть философского знания





Вернуться назад