Аристотель как систематизация логики


ДОКЛАД

на тему :

"Аристотель

как систематизация логики"

Как самостоятельная наука логика сложилась больше двух тысяч лет обратно в ИV в.в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В своих трудах, которые получили название "Органон" (грец. "орудия познания"), Аристотель сформулировал основные законы мышления : тождественности, противоречия и исключенного третьего - описал важные логические операции, разработал теорию понятия и суждения, содержательно исследовал дедуктивное (силогистичний) умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу логики предикатов (математическая логика).

Аристотель - самый выдающийся ученый античности. Его влияние на развитие науки античности, средневековья, да и нового времени трудно переоценить. Особенно сильное влияние оказали труды Аристотеля на формирование естественных наук : физики, астрономии, медицины, ботаники и др. В этой связи достаточно символическим выглядит сопоставление легендарных предков Пифагора, Платона и Аристотеля. Первый некоторыми авторами считался сыном Аполлона и сам был полубогом, второй, что не легенда, происходил из рода афинских царей. Предком же Аристотеля по переводе был Асклепий, бог-ликувальник.

Аристотель использовал весь тот могучий логический аппарат, которому он научился в Академии Платона. Там он прошел серьезную школу критической рефлексии, научился расчленять, анализировать и, надо сказать, что интерес Аристотеля к такому роду расчленению вряд ли не больше, чем у его учителя. Искусством различения понятий, выявления всех значений, которые может иметь слово, прямых и переносных, Аристотель владеет виртуозно. Он не только блестящий логик, но и систематизация, энциклопедист, по существу, что подытоживала все научное знание той эпохи. В соответствии с Диогену Лаерцию он написал порядок 400 произведений, которые содержали 440 270 строк.

Однако логик Аристотеля имеет другой характер, чем у Платона. Главным, по-видимому, отличием является то, что при анализе противоположностей, из которых и в елеатив и в Платона начинаются логико-диалектични построения и определения типа "бытия, - небытие", "единственное, - много чего", эти противоположности не являются в Аристотеля сущностями, или, другими словами, это не подлежащие, это сказуемые. Они не абсолютны, они имеют смысл только как определение конкретной сущности, будь то людин, конь, бык. Таким образом это человек может или быть не быть, а именно по себе бытие или быть не быть не может. Таким образом сущность (первичная) всегда конкретна. Все такие сущности равноправны, однако отдельный индивид более сущность чем вид (вторичная сущность), а внутри первичных все равноправные.

Отсюда понятная "демократичность" научной программы Аристотеля по сравнению с платоновской, в которой преимущество отдавалось изучению существ ценных и божественных. "Выходит, однако, что об этих ценных и божественных существах нам имеется намного меньшая степень знания (потому что то, исходя из чего бы мы могли исследовать их, и то, что мы жаждем узнать об их, чрезвычайно мало известно нам из непосредственного ощущения), а относительно преходящих вещей животных и растений мы имеем большую возможность знать, потому, что вырастаем с ними".

Для Аристотеля логика — не отдельная наука, а орудия всякой науки. Аристотель называет логику «Аналитикой»; в специальном трактате, который получил название «Аналитик» (Первой и Второй), она изложил ее основные учебы: об умозаключении и о доказательстве. Задача логики, как ее понимает Аристотель, — исследование и указание методов, с помощью которых известно данное может быть возведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Из этого видно, что основной метод логики Аристотеля — «возведение». Учебу об этом искусстве Аристотель называет «наукой», но здесь этот срок он понимает не в содержании специальной по предмете области науки, а широко, как умозрительное исследование, которое дает возможность различить условия доказательства, его виды, степени, а также выяснить последние предложения, при достижении которым мы уже не можем продолжать возведения данного к элементам, которые объясняют это дано.

«Аналитики» — не единственный труд Аристотеля по логике. Важным вопросом логики посвящена также его «Топика», «О толковании», «Опровержении софистских умозаключений», «Категории», а кроме того отдельные места «Метафизики» и даже «Этики».

Изучение всех произведений Аристотеля, посвященных вопросам или логика, по крайней мере, что рассматривают эти вопросы, показывает, что в логических исследованиях Аристотеля наибольшее его внимание привлекали три проблемы:





Вернуться назад