Общая характеристика суждений

Главная - Логика - Общая характеристика суждений

СУЖДЕНИЕ

Общая характеристика суждений

Познавая предметы и явления окружающего мира, выделяя в них определенные признаки, мы выражаем суждение. Например: "Право есть надстройка"; "Преступление есть деяние общественное опасно"; "Кража осуществляется только умышленно" и т. д.

Суждением называется мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах и явлениях объективной действительности.

Суждение отображает наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, признаков, связей и отношений. В суждении выражается наше знание о самом существовании предметов и явлений и обо всех разнообразных связках и отношениях между предметами, явлениями и их свойствами. С помощью суждений мы охватываем предмет в самых разнообразных его проявлениях.

Таким образом, суждение — это не просто связь понятий или представлений, за которыми нет никакой реальности, как утверждает идеалистичная логика, а отображения действительно существующих существенных связей и отношений между предметами.

Суждение может быть или истинным, или ошибочным.

Истинным называется такое суждение, которое правильно отображает действительность, отвечает потому, что есть в действительности.

Ошибочным является суждение, которое неправильно отображает действительность, не отвечает потому, что есть в действительности.

Да, суждение: "Народ — творец истории"; "Суд — орган правосудия"; "Приговор суда должен быть законным и обоснованным" — является истинными, они отвечают действительности, правильно отображают ее. А такое суждение, как "Харьков больше от Киева", "Искусство не отображает действительность", "Кражи нет преступление" — ошибочные, поскольку то, которое высказывается в каждом из них не отвечает действительности.

Вопрос о том, которым является каждое конкретное суждение, — истинным или ошибочным, развязывается практикой.

Структура суждения

Суждение состоит из суждения, предиката и связки.

Субъект — это то, о чем идет речь в суждении. Субъект — не сам предмет действительности, а понятие о нем. Субъект обозначается буквой S (первая буква латинского слова subjectum).

Предикат — это то, которое говорится в суждении о предмете мысли. Предикат является понятием о том, которое утверждается или отрицается о предмете, выраженном субъектом. Обозначается предикат буквой Р (от латинского слова рraedicatum).

Субъект и предикат суждения называются сроками суждения.

Связка в суждении является отображением связи, существующей между предметом мысли и определенным свойством; связка устанавливает, принадлежит или не принадлежит предмету суждения свойство, мыслимое в предикате. Связка выражается такими словами, как "е", "нет" и тому подобное.

Например, в суждении "Правовые отношения есть волевые отношения" субъектом являются понятие "правовые отношения", предикатом — понятие "волевые отношения", связка выражена словом "е".Суждение как форма мышления есть единое целое. Каждая из частей суждения (субъект, предикат и связка) отдельно не может сложить суждения. Одну часть суждения нельзя отрывать от второй и абсолютизировать. Субъект в суждении не может быть субъектом без предиката, а предикат — без субъекта. Оба они немыслимы без связки между ними, вследствие которой они и становятся субъектом и предикатом суждения. Суждение без субъекта, или без связки, или без предиката быть не может. Если есть предикат, то должен быть и субъект; если есть субъект, то должен быть и предикат. Если в суждении говорится что-то, то должен быть назван и тот предмет мысли, которому принадлежат или не принадлежат это "что-то". Если в суждении имеющийся субъект, то необходимо выявить и его предикат, то есть то, которое утверждается или отрицается о предмете, выраженном субъектом.