Дайте объяснение многообразию в определении логистики


Изменения в управленческой ориентации стали причиной разработки новой концепции управления материальными потоками, что получила название "логистика". Сущность концепции заключается в интеграции всех функциональных сфер, связанных с прохождением материального потока от производителя к потребителю в единственный комплекс, который называется комплексом логистики. Концепция содержит в себе значительные резервы экономии корпоративных расходов. Исследования, которые проводились Национальным советом по управлению физическим распределением (National Council of Physical Distribution Management, USA), показали, что внедрение интегрированной логистической системы может привести к экономии в размере 10-20 % от общих корпоративных расходов.

Современные методы повышения эффективности управления материальными потоками имеют практический интерес для украинской экономики, их использование даст возможность предприятиям нашей страны эффективно действовать как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Греческое по происхождению слово "логистика" (искусство учитывать) - употребляется в языках многих народов (logistic - англ., logistik - ним., logistique - франц., logistica - итал. и так далее). Наукой, по мнению Т. Павеллека, логистика стала благодаря военному делу. Византийский император Леон VI (865-912 pp.) так определял задание логистики : "платить армии, вооружать ее, обеспечивать военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, должным образом готовить каждое действие военного похода и в соответствии с этим управлять и распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил".

Только в 60-х годах XX века эти принципы логистики стали применяться не только в системе снабжения армий, но и в промышленности некоторых стран Западной Европы.

Интенсивное развитие логистики в невийськовий отрасли связывается с энергетическим кризисом начала 70-х годов. Именно тогда специалисты обратились к логистике как одной из эффективных форм интеграции производства, транспортировки, распределения и сбыта товаров с широким привлечением современных технических средств.

Существует много определений логистики, потому что она - новое научное направление, которое находится в стадии формирования. Кроме того, трудности с определением понятия логистики объясняются тем, что логистика имеет много разделов, о чем свидетельствуют ее функции (рис.1).

В соответствии с одним из самых общих определений, логистика является теорией и практикой управления материальными потоками. С точки зрения менеджера, логистика интерпретируется как организация управления целеустремленной подготовкой и целесообразным использованием средств и услуг, необходимых для решения конкретных заданий.

Логистика выступает как определена производственная инфраструктура экономики. Она базируется на четком взаимодействии спроса, поставок, производства, транспортировки и распределения продукции. Логистика начинается с первичных источников сырья или выработки полуфабрикатов, продолжается в обращении материалов и полуфабрикатов в рамках производственного процесса предприятия и завершается доставкой готовой продукции потребителю для достижения экономических целей предпринимателя.

С позиции маркетинга, логистика - процесс управления производством, движением и сохранением материалов и товаров, а также сопутствующими информационными потоками с помощью организации каналов товароруху, причем текущие и будущие расходы минимизируются при условии высокоэффективного выполнения и доставки заказов.

Основные функции макрологистики следующие:

- контроль за качеством, распределение выпуска изделий по производственным подразделениям предприятия;

- переработка транспортированных грузов - учет и управление запасами, их перемещение, связь и организация информационных потоков;

- упаковывания изделий, их хранение, складирование, грузово-разгрузочные операции;

- маркетинг - финансирование и взаимные расчеты, планирования спроса на основе изучения рынка, организация службы снабжения и сбыта;

- потребление - проектирование заказов на продукцию, складирование запасов, обеспечения потребителей, финансирования заказов.





Вернуться назад