Дефиниция языка. Язык как знаковая система


1. Вступление

Приведенный анализ предмета логики как науки свидетельствует о том, что логика изучает формы мышления и отношения между ними.

Формы мышления — это исходные элементы, из которых строятся рассуждения и в которых аккумулируется и функционирует знание, а отношение между формами мышления — это логические законы, согласно которым строится знание в виде отдельных рассуждений, системы рассуждений, теорий, фрагментов теорий и тому подобное.

Задание логики как науки заключается в том, чтобы подать свой предмет, формы и законы мышления в виде такой системы, как теория.

Своеобразием предмета логики является то, что он не является непосредственно данным. Процесс исследования форм мышления и разных отношений между ними непосредственно данным имеет материальное воплощение мышления, а именно язык. Поэтому язык — эмпирическая реальность для логики.

В связи с этим возникает необходимость выяснить, в чем заключается способность языка быть выразителем и реализатором мышления, чем характеризуются механизмы функционирования мышления в языке, чем детерминированная связь между мышлением и появлением разных языковых средств.

Рассматривая абстрактное мышление, указывали на такую важную его особенность, как связь с языком, поскольку в вещании реализуется единство языка и мышления, которое является последовательностью слов, предложений и последовательностью мыслей. В процессе мышления мы оперируем мислительним содержанием, которое непосредственно не совпадает с той предметной действительностью, от которой он абстрагирован.

Только в языке это содержание как что-то идеальное реально существует. Поэтому язык есть действительность, с которой имеет дело логика.

Другими словами, поскольку логика имеет своим предметом формы мышления и отношения между ними, а мышление неразрывно связано с языком, то логика в этом понимании является наукой о языке. Но лишь в этом понимании, иначе нельзя будет отличить логику от лингвистики. Язык определяется как система знаков, между которыми существуют отношения, которые регулируются правилами образования и превращения.

Учитывая это, можно определить язык как систему знаков с заданной интерпретацией, которая используется для коммуникации (общение) и познания. Иногда в литературе можно встретить определение языка просто как системы знаков. Такое определение неточно, поскольку в нем нет указания на то, по каким правилам соотносится знак и объект, какой он помечает, и что именно он помечает (то есть без интерпретации), такая система еще не является языком.

Все множество языков можно разделить на два подмножества: естественные языки и искусственные. Среди естественных языков различают языки со специфицированной семантикой и языки с не специфицированной семантикой (разговорный язык разных диалектов).

Естественными языками называются языки, которые возникают стихийно, в условиях практического взаимодействия индивидов определенной социальной группы. Естественные языки используются в первую очередь как эффективное средство общения.

Искусственные языки — это языки, которые созданы специально для фиксации способов, средств и результатов познания. К искусственным языкам относят языки математики, логики, шифры. В этих языках коммуникативная функция отступает на задний план, они не используются в качестве средство общения. Их главная цель заключается в том, чтобы эффективно зафиксировать, удержать полученную информацию и обеспечить ее надежную передачу от одного комуниканта к другому.

Они могут быть средствами коммуникации (общение) лишь для специалистов определенной отрасли (математические излагания, логические исчисления, шифры и тому подобное).

Языками со специфицированной семантикой являются языки естественных, гуманитарных и технических наук. Языки истории, физики или философии включают рядом с общеупотребительными фрагментами естественного языка специально обусловленные сроки (то есть слова с сурово заданным содержанием), которые складывают категориальный аппарат каждой из наук.

Например, слова «сила», «время», «скорость» применяются в разных отраслях, но в физике, истории или философии они имеют соответственно свое специальное содержание, благодаря чему их называют — категорией философии, истории или физики.





Вернуться назад