Тематика в хороводах

Главная - Культура - Тематика в хороводах

В древнейших песнях-хороводах в основном воспроизводится земледельческая тематика. Действие разворачивается в форме вопросов одной и ответов другой группы, т.е. в форме коллективного диалога. В классической песне-игре "А мы просо сияли, сияли", которая наитеснее связана с весенней обрядностью, в первой части иллюстрируются сельскохозяйственные процессы. Почти во всех вариантах этого хоровода (украинских, русских, белорусских) встречаем рассказа о сеянии проса - найдревнишого культурного злака на территории Восточной Европы.

Композиционное хоровод "А мы просо сияли, сияли" строится чрезвычайно просто, но именно в этой непринужденности его привлекательность. И хотя доминирующая роль принадлежит музыканту и поэзии, следует заметить, что здесь есть неограниченная свобода и для хореографической импровизации: разнообразные хода, притупи, производственно-иллюстративные движения. Они помогают раскрыть и драматургическую основу сюжета, который и до сих пор влечет исследователей-этнографов, фольклористов, языковедов, театроведов и др.

В чем же секрет долголетия этой народной жемчужины? Два ключа (линейное выстраивание исполнителей) под слова песни то наступают один на одной, то отступают. Казалось, где же те мудрощи? И остановимся на этом хороводе подробнее.

I ключ (девушки).

3-и: такты. "А мы просто сияли, сияли", поженившись за руки, девушки наступают на линию парубкив.

6-и такты. "Ой, див, ладо, сияли, сияли", - девушки отступают от парубкив.

II ключ (ребята).

1-3 -и такты. "А мы просо витопчем, витопчем", парни, поженившись за руки, продвигаются к дивчат.

6-и такты. "Ой, див, ладо, втопчем, витопчем", ребята отступают от дивчат.

Первого раза девушки, наступая на парубкив, идут простым танцевальным шагом. Это дает возможность изобразить производственный процесс сеяния проса.

Второго раза парни выполняют простые шаги в объединении с тройным притулом: например, четыре шага восьмерками ( 1-и такт), два - тройными притулами ( 3-и такты). Парни мажут выполнить и шаг^-притупи (на каждую четверть - шаг-приступ на всю стопу).

Топтание - один из наиболее архаических способов обмолота у древних славян. Дальнейшие строки свидетельствуют о завершении процесса обмолота проса: выпускают коней, чтобы быстро вытоптать, т.е. обмолотить просо:

А мы коней випустим, випустим.

Ой, див, ладо, випустим, випустим.

С течением времени благодаря развитию сельскохозяйственного производства, его культуры, с переходом из пидсичной системы земледелия к переложной и трехпольной эпизод с конями имел уже другое значение, и в термин"топтание" вкладывается новое содержание. Именно это дает толчок дальнейшему развитию обрядовой игры, т.е. постепенному созданию ее второй части.

Диалогический спор между двумя ключами за потраву конями проса заканчивается тем, что потерпевшая сторона не хочет ни денег, никакого выкупа, кроме красной девицы.

- А за что же вам выкупать, выкупать? Ой, див, ладо, выкупать, выкупать?

- А мы дадим сто серебряных, сто серебряных, Ой, чудес, ладо, сто серебряных, сто срибних.

- Не возьмем и тысячи, тысячи. Ой, дал, ладо, тысячи, тысячи.

- А мы дадим девушку, девушку. Ой, див, ладо, девушку, девушку.

- А девушку возьмемо, возьмемо, Ой, див, ладо, возьмемо, возьмемо.

Как правило, одна из девушек переходит к противоположному ключу. Вместе с этим найелементарнишим решением проблемы подаем кое-что осложненные варианты. Девушки, строясь одна за одной в горизонтальный ключ, проходят в воритця, созданные мужским вертикальным ключом. Воритця затворяются только перед той девушкой, которая переходит к мужскому ключу. Остальные девушки возвращает на исходные места.

Таким образом, вторая часть хороводной игры имеет связь со свадебным обрядом. Здесь мы имеем противопоставление двух сторон (род молодой и молодого). В результате длинного торга (заметим, именно торга, а не похищение!) одна из сторон за элементарные нарушения откупает красной девицей.

Бесспорно, с течением времени вторая часть стала доминирующей. От старого магического обряда топтания просо осталось несколько строк текста (в зависимости от варианта хоровода). Напомним, что раньше хоровод выполняли только девушки.

Варианты, которые дошли к нам, не только не исключают мужнин, а и предоставляют им доминирующую роль в ключе, когда выбирают девушку.

Имитация земледельческих движений характерная для хороводов "Лен", "Огурчики", "Мак".

В хороводе "Хрен" все без исключения участники иллюстрируют текст.

В Украине существуют также и мужские хороводы, которые, по обыкновению, той или другой мерой воссоздают определенные трудовые процессы ("Шевчик", "Кузнец"). Хороводы бывают с неограниченным и определенным числом участников (это связано с действием и музыкальным сопровождением). В хороводе "Бондарь" имеем одного солиста, к которому с вопросами обращается неограниченное количество участников. Если сравнить темп выполнения этого хоровода с темпами двух предыдущих ("Шевчик", "Кузнец"), то окажется, что он значительно повильниший. Дело в том, что в предыдущих хороводах действие иллюстрировалось солистами, а в "Бондаре" вместе с солистом (тешут дощечки, донышка, чопики, составляют бочку и т.п.) выступают участники.

Оригинальной есть хороводная игра "Ой Василию", в которой исполнители, предварительно договорившись, демонстрируют перед Василием тот или другой трудовой процесс-игру. Василий должны отгадать, что именно делают участники (сияют, вяжут, колют, рубят дрова, собирают мед, завертывают грудной ребенка и т.п.). В некоторых хороводах гемма работы соподчиненная: персонажи встречаются в рабочем процессе: девушка вышивает полотенце, полоскает белизну, пасет гусей и т.п..

Во многих традиционных хороводах центральные образи, например, весны и йй дочурки ("Ой, весн-красная. что нам принесла", "Ой, весна, весна, весняночка, где же твоя дочка-паняночка"), зеленого шума ("Зеленый шум"), уже часто антропоморфизуються. Это связано с донауковими представлениями первоначального человека, который по-своему объяснял явления природы, олицетворяя их, наделяя животных и растений человеческими чертами.

В хороводах, которые можно объединить под одним названием "Дары весны", имеем уже двух ряджених: "весну" - уквитчану зелеными веточками девушку и "лето" - меньшую на рост девушку, закосичену цветными лентами.

Рядження помогает исполнителям умотивовувати драматургическое действие, глибип, нагляднее раскрывает сюжет хоровода или отдельных его эпизодов, дает возможность участникам свободнее себя чувствовать.

Преобладающая Тема веснушек - непосредственное живое восприятие естественного окружающей среды, вера в неисчерпаемую энергию, оптимизм па противовес церковной аскетической морали.

В народной песне "ясное солнышко", "весна-красота", "личенько белое", "ночи ясные" - у девушек, а парни - "соколы", "удальци", "бравые казаки" и т.п.. .

Бесспорно, видное место в этой группе занимают женские и детские хороводы (веснушки, купальськи, русальные). Некоторые из них -ключевые, Так, в хороводе "Жучок" девушки становятся лицом одна до одной, обхватывают свою левую руку правой немного ниже локтя, левыми берутся за правые руки девушка^-визави немного ниже локтя, образовывая таким образом своеобразный мостик. За первой парой строится вторая, третья и тд. В конце ключа на руки подсаживают ребенка (мальчика или девочку), и она ступает по живому мостику, продвигаясь к главе хоровода. Пары, из-за которых прошел ребенок, перебегают назад и снова занимают место в ключе. Ключей таких может быть несколько.

В хороводах е довольно материала для актерской игры. В них широко применяются монологические и диалогические формы. Это, в сущности, целый спектакль.

В хороводе "Голуб-голубочок” ("голубь", "дождик", "ветерок") объединяются с действиями сдачи участников. За первым разом участники ведут хороводы вокруг основных трех солистов и в конце (за вторым разом припева) показывают, как половит в степи трава.

Русалки, за народным поверьем, - это молодые, красивые существа, которые живут в лесах, рощах, озерах, прудах и обнаруживают себя в период зеленого буйноцвиття. Отсюда и "зеленая", или "клечальна" воскресенье. Клечають дом ветвями деревьев, обожнюваних нашими предками: дуба, клена, липы, бука, граба и т.п.. Они должны отгонять з . двор, жилью и от людей, которые там живут, все плохо.

Собираются русалки, как правило, возле воды, ведут хоровод, пением призывая ребят и девушек к себе, а потом щекочут (девушку или парня) к смерти. Культовые и магические элементы отошли у небытие, осталось же прекрасное, преисполненное поэзии свято любви к природе, молодости, красоте.

Темы русальных хороводов, в подавляющем большинстве, продолжают мотивы веснушек с дополнением обычаев и ритуалов, которые возникали во время клечальной воскресенья. На Левобережье выбирают девушку - "тополь" и водят селом, петь песен. ВО время проводов русалок делают чучело (в оскорблении женщины). Девушки вбирают главы венчиками, держа в руках любисток, водят возле чучела хороводы, а потом выносят его за село, разрывают и развеивают по ветру.

В Поднепровском регионе на площади или выгоне устанавливают "игорного дуба", т.е. выбирают высокое дерево и, закосичивши его цветами, бумажными лентами, водят вокруг него хороводы. На Киевщине ставят "веху", обкладывают ее травами, перевязывают перевеслом, собранным из цветов; на Полесье "завивают" березку. В русальных песнях русалки просят у женщин намиток, у девушек - рубашек (чтобы свободнее себя чувствовать), загадывают загадки и т.д. Русальные хороводы "Ой, кумочко", "Кумайтеся, и не дайтесь" и другие связанные с обрядом кумування девушек, которое происходило клечальной воскресенья в отдельных местностях Украины. Девушки сходились в садиках, обменивались ожерельем и платками к Петрового дня. Те, что поменялись, назывались кумовьями. Одной из наиболее распространенных тем веснушек есть образ девушки. За внимательного анализа можно проявить такие сюжетные линии: первые гули, зарождение любви, выбор пары, брак, отношения в семье. Здесь оказывается и взаимная симпатия, скрытая за элементами игры, заботливое отношение к девушке. Следует вспомнить общепринятый поцелуй на людях, которым награждается победитель.

В хороводе "Подушечка" после выбора девушка садится мальчику на левое колено, и мальчик целует девушку.

Подушечка, подушечка

Моя пуховая,

Дивчинонько, дивчинонько

Моя молодая!

Кого люблю, кого люблю,

Того й поцелую;

Подушечку пуховую

Поэтому й подарю.

В игровых (любовных) хороводах основное значение имело не то, как пели или играли, а именно выбор пары, выявление взаимных симпатий.