Идеи Просвещения в искусстве

Главная - Культура - Идеи Просвещения в искусстве

Развитие изобразительного искусства в Англии долго сдерживался феодальными войнами и Реформацией. Пуританское движение XVII ст. с его иконоборчими идеями отнюдь не оказывал содействие формированию собственной художественной традиции.

Расцвет английской национальной школы живописи связан с именем Вильяма Хогарта (1697-1764). Его творчества присущий правдивое, аналитическое по своему характеру изображения быта и обычаев в свое время; прослеживается такая же, как и в романах, направленность на исследование "человеческой природы", тот же морализаторский акцент. И не удивительно, что произведения Хогарта довольно часто использовались как иллюстрации к английским реалистическим романам XVIII ст.

Показательной в этом плане есть его серия из шести картин под общим названием "Карьера проститутки" (1731 г. ). Содержание этой серии перекликается с романом Д. Дефо "Молль Флендерс". Тем не менее перед нами не иллюстрация, а реальная жизненная история крестьянской девушки, которая в Лондоне попала в руки старой сводни, потом стала иждивенкой и наконец закончила свою жизнь среди жителей лондонского "дна".

Каждая из картин отображает определенный узловой момент этой ординарной и во многом обобщенной истории, одновременно художник несколькими деталями связывает предыдущую картину со следующей, создавая своеобразную живописную исповедь. К сожалению, картины не сохранились. Они погибли во время пожара в 1755 г. и дошли к нам в авторских гравюрах. Близкими за духом и творческой манерой к "Карьере проститутки" возникает серия из восьми картин "Карьера мота" (1735 г. ) и "Модный брак" (1743 г. ) - виднейшая за мастерством выполнения серия, а также "Выборы в парламент" (1754 г. ).

Своими сериями-хрониками Хогарт начал первые страницы реализма в живописи и графике. В его произведениях мир не теряет своей чувствительной обворожительности, негодными возникают лишь средства использования жизненных благ в современном ему обществе.

Весь ход развития просветительского реализма свидетельствует о его тесной связи со всем спектром культурных поисков эпохи. Именно в реалистическом искусстве того времени нашла свое проявление тенденция к внутренней целостности произведения, преодоление его оторванности от жизни. Укрепление реалистической установки на изображение действительности в искусстве рассматривалось идеологами Просвещения как эффективное средство решения общественных проблем.

И все же, несмотря на значительные достижения, реализм как ведущий тип художественного осмысления действительности заявит о себе на более высокой стадии общественного и художественного развития. Важной предпосылкой этого должна была стать появление целостной реалистической системы понимания мира и человека. Тем не менее это уже лежало за пределами XVIII ст.

Главное достижение английской живописи XVIII ст. - портретный жанр, который занимает одно из основных мест и в стенах Королевской Академии искусства - национальной художественной школы, открытой в 1768 г. и более независимой (как первенец буржуазной культуры), чем европейские академии на континенте.

Первым президентом академии был Джошуа Рейнольдс (1723-1792), живописец и теоретик, который отстаивал классицизм, хотя в своих роботах тонко реагировал на веяние времени, захватывался колоритом Тициана и Рубенса, многое в них позаимствовал. Немало работ создал на исторические и мифологические сюжеты ("Грудной ребенок Геркулес, которое душит змей" - картина, заказанная в 80-х годах Екатериной II, прославляет победы России- одна из наилучших в этом жанре). Рейнольдс рисовал очень много - иногда до 180 портретов на год. Работы его были пышными и торжественными, но в них в полной мере отображенная просветительская вера в человека, ее ум, ее совершенство и другие положительные качества. Полководцы ("Лорд Хитфилд"), писатели ("Поротое Стерн"), актеры ("Девид Геррик", "Сарра Сиддонс в оскорблении музы трагедии"), лондонские красавицы ("Нелли О'брайен"), детские портреты, которые имели громкий успех, - все это в изображении Рей-нольдса замечательные люди, в них подчеркнуто все лучше всего, вдохновенное. Художник Просвещения подчеркивал в персонаже не на его имущественном состоянии, а на личных чертах, духовной сути. Внутренняя динамика картин достигается определенным цветным составом: напряженным контрастом между обычным красный^-красным-золотисто-красным, золотаво-брунатним колоритом и вкраплениями пятен синий^-синего-интенсивно-синего, зеленого или горячий^-горячего-горячего-ярко-горячего.

Рейнольдсу английская живопись завдячуе славой. Этому оказывали содействие и общественная просветительская деятельность художника, и его работы из теории искусства, естетики.

Наиближе к Рейнольдса стоял Джордж Ромни, который рисовал портреты молодых англичанок ("Дочь пастора", "Мисис Грир"), конечно, камерно, интимно, даже иногда впадая в сладковатость ("Маты и дитя"). Менее известные портретисты - Джон Хоппнер, Джон Опи (английский Караваджо); шотландский мастер Генри Реберн. Восторженно был принят на континенте Томас Лоуренс. Начав из портретов, близких творчески к Рейнольдсових, Лоу-ренс завершил свое творчество более холодными, поверхностно эффектными, хотя и, несомненно, виртуозными за техникой выполнения. Определенного развития набрал бытовой жанр, графика - в основному репродукционная, она популяризировала произведения живописи.