Культура - объект научного исследования


1. Понятие “культура”

Происхождение понятия “культура”. Со всего разнообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существуют ныне, мы выделяем определенную особую сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснение и доказательства этого тезиса приводятся разнообразнейший - в зависимости от того, что понимается под культурой.

Слово “культура” - латинского происхождения, которое буквально означало обработку, уход, улучшение, возделывание. В классической давности оно впервые было зафиксировано в работе Марка Порция Катона “De agri cultura” (ИИИ ст. к н.э. ), посвященной заботам землевладельца, который обрабатывал землю с использованием рабской работы. Заботы отвечали духу времени: автор рекомендовал удерживать рабов надголодь, загружать их работой без меры, чтобы удержать от кражи и легкомысленных занятий. Хозяину приказывалось быть скупым и осмотрительным, не впадать в чрезмерности и никому не доверять.

Такое значение слова “культура” - “земледелие” - пошло в прошлое. Намного ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелии римские ученые Варрон, Колумелла (И ст. к н.э. ). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность работы, заинтересованность рабов. Слово “культура” приобрело многозначность у знаменитого римского оратора и публициста Цицерона. В одному з своих писем он говорит об “культуре духа”, т.е. о развитии умственных способностей, что является достойной задачам для свободного человека и дается благодаря занятиям философией.

Сыграв роль универсального языка в средневековой Европе, латынь донесла к нам слово “культура” через тьму веков. Правда, употреблялось оно только в словосочетаниях и означало степень мастерства в какой-нибудь области, приобретение умственных привычек (например, cultura juris - изготовление правил поведения, cultura scientiae - усвоение науки, cultura literarum - усовершенствование письма).

Такое разнообразие контекстов употребления слова “культура” не прошла бесследно. К XVIII ст. , согласно выводам лингвистов слово “культура” стало отдельной, самостоятельной лексической единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность - все то, что и сейчас отождествляют с культурностью. Как его синоним, использовалось также понятие “цивилизация”. Благодаря усилиям философов и историков, за последние три века скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось на философское понятие и стало объектом научных исследований.

Современные исследователи ищут аналоги срока “культура” в других языках. Так, в древнегреческой употреблялось слово “пайдейя”, что означало воспитание гармонической личности (в ребенке), на китайском языке - “жень” и “вень” означали воспитание благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось об “дхармашастру” (учение о жизненных правилах поведения и обязанности верующего). Эта похожесть оправдывает использование понятия “культура” для изучения разнообразных исторических фактив.

Определение понятия “культура”. Культурные процессы и явления отличаются сложностью и многоплановостью. Поэтому в современной науке начисляется несколько сотен определений культуры. Некоторые из них широко известные: культура - это совокупность достижений человечества; все богатство материальных и духовных ценностей; это интегральный образ, который объединяет науку, образование, литературу, искусство, мораль, уклад жизни при определяющей роли мировоззрения. В таких определениях содержится указание и перечень элементов культуры.

Суть социального назначения культуры раскрывается в целом ряде дефиниций (определений). Например, культура это: 1) надбиологичний способ адаптации (приспособление) человечества к естественной среде, которой изменяется; 2) формы и способы коммуникации людей; 3) социальная память человечества; 4) нормативно-наследственное программирование общественного поведения людей; 5) характеристика типа общества или определенной стадии его развития; 6) единство человеческих действий, отношений и учреждений, которые обеспечивают социальную стабильность. Современное понимание культуры в контексте социальной истории рассматривает ее как систему жизненных ориентаций человека. Культура - это сфера духовной, ценностной, коммуникативной организации общества, которая определяет нормы поведения, мышление, чувств разных слоев населения и наций в целом (Гуревич, 1991; Парахонський, 1995). Если отвлечься от содержания культуры, то ее можно определить как совокупность знаков, объединенных у системы. Знаки - это сигналы, предметы, вообще все, что может быть носителем значения (например, звуки языка, буквы, цифры, слова и числа, символы, изображения и т.п.). Различают знаки “естественные”, т.е. те, которые возникли стихийно, и искусственные, специально выдуманные людьми для достижения сознательно поставленных целей (например, математические формулы или знаки дорожного движения). Благодаря системной организации, которая присущий всем знакам общего пользования, социальная информация сохраняется, нагромождается и передается от человека до человека, от поколения до поколения. В связи с тем, что объем социальной памяти не безграничный, культуру также определяют как способ организации и отбора знаков соответственно их значимости для будущей деятельности людей.

Однако, как и предыдущие определения, знаковая теория опирается лишь на внешние стороны бытия культуры. Вообразим себе, что вследствие какой-то страшной эпидемии люди исчезли. Все созданные человечеством и зафиксированные в знаках культурные ценности теряют значение. Иначе говоря, существование знаков имеет смысл только тогда, когда живут люди, которые их создают, воссоздают и, главное, понимают. Поэтому в философском значении слова, в культуре раскрывается творческий характер человеческого бытия, способность человека изменять природу, общество и самую себя, а также наделять продукты своей деятельности общезначимыми функциями.

Таким образом, культура - это понятие, которое означает определенный исторический уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, воплощенный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в ценностях, которые создаются ими.

2. Предмет и задачи учебного курса “Украинская и зарубежная культура”

Культура изучается многими науками, как конкретными и прикладными, так и философскими. Каждая из наук воссоздает образ культуры в соответствии со своими задачами и методами. Ведущая роль здесь принадлежит историко-филологическому циклу наук. Поэтому учение о культуре, по необходимости, выступает как комплексное междисциплинарное исследование, которое использует результаты многих гуманитарных наук как свои источники. Основными задачами и степенями этого исследования есть: 1) описание фактов культуры (прикладное культурознавство); 2) выявление закономерностей развития культуры (история культуры); 3) теоретическое объяснение культурных процессов (культурология, теория культуры); 4) построение универсальных моделей и научный прогноз перспектив культуры (философия культуры, футурология); 5) изготовление рекомендаций для практической деятельности; 6) воспитание почтительного и заботливого отношения к национальной и мировой культуре.

Опираясь на данные археологии, этнографии, палеоантропологии, исторической географии и других вспомогательных исторических дисциплин, культурология выдвигает допущение о происхождении культуры, о первичных фактах культуры и их значение. Хронологические изменения в культуре фиксируются общественной историей, историей техники, науки, искусства, религии и другими историческими науками. Культурология осмысливает суть, движущие силы, причины и следствия этих культурных изменений. К ее задачам входит также консультирование культурных проектов, которые предусматривает использование краеведческих, архивных, библиографических джерел.

Разработка общих проблем теории и истории культуры требует также привлечения понятийного и методологического аппарата, который создается социологией, философией, этикой, эстетикой, информатикой. Тем самым достигается объединения эмпирического и теоретического уровней изучения культуры. При этом используются общенаучный, философские и специальные исследовательский приемы. Среди последних особое значение имеют: 1) сравнительно-исторический метод (последовательное изучение культурного объекту, который изменяется); 2) типологический метод (сравнение разных культурных объектов с целью выявления типичных, общих для них свойств); 3) герменевтичний метод (интуитивно-художественное познание культурных значений).

Междисциплинарный характер культурологий определяет предмет, структуру и задачу учебного курса “Украинская и зарубежная культура”. Его первая часть посвящена вопросам теории культуры, в частности, соотношению общества, личности и культуры, культурной политики. Основное содержание курса составляет история культуры во всем ее пространственно-временном многообразии. Этот раздел несет также основная педагогическая нагрузка, поскольку развивает эрудицию и воспитывает повагу к творческому наследству человечества. Чувство патриотизма и национальное самосознание формируются благодаря изучению украинской культуры и ее места в контексте мировой культуры, которая составляет содержание последнего раздела курса и этого учебного пособия.

3. История развития культурологической мысли

Становление культурологической мысли началось в старинном миру, ее развитие имело свои особенности в Средние возрасты и Новое время. В давность для человека реальная жизнь не была чем-то отличным от мифологического мира. Древние религии были политеистическими (политеизм - вера во многих богов). Люди общались с богами так же, как один из одним. Мифологическое мышление как форма коллективного сознания составляет огромный пласт культуры, является культурной реальностью и, одновременно, содержит представление о культуре в древних. В этом случае восприятия культуры включало в себя поклонение, почитание, культ.

Древнегреческие философы Платон, Протагор, Полибой и китайский философ Сима Цянь считали культуру частью божественной природы и ее проявлением. Подобно любому живому существу, культура рождается, живое и умирает, а этапы ее развития напоминают изменение поры рока. Традицию такого понимания культуры позднее сохранят некоторые арабские ученые. Так, историк и философ Ибн-Халдун утверждал, что полный цикл развития культуры происходит на протяжении 120 лет, после чего старая культура бывает “побежденной” другой, более сильной культурой (чаще за все - культурой кочевников). Это направление получило название “культурного натурализма”. Для него характерные: перенесение черт природы на культуру, обожествление культуры во всех ее проявлениях, в том числе в форме государственной власти, идея цикличности развития культуры.

Ощущая мироздание как высшую гармонию, давние греки стремились создать фрагмент совершенства на земле. Живым воплощением их представлений о гармонии, культурным образцом был полис - город-государство, которое формирует человека культуры. Так, Аристотель разрабатывал идею культурного человека как образцового гражданина. Т.е., в целом понимания культуры носило гуманистический характер.

В средневековой Европе утверждается христианство - монотеистическая религия (монотеизм - вера в одного бога). Оно объединило в себе и мировоззрение, и философию, и этику, и правовые нормы, подчинило себе науку, образование, искусство. Соответственно проблемы культуры освещались в работах философов-богословов. Для Августина Блаженного “без веры нет знания, нет истины”. Мировая история за Августином Блаженным является результатом божественного определения. “Греховному” светскому граду он противопоставляет “град божий”, утверждая, таким образом, приоритет церкви.

Попытку соединить аристотелизм и христианство осуществит знаменитый католический богослов Фома Аквинский. Основной принцип его философии - гармония веры и ума, поскольку ум способный рационально довести существование Бог и разбить возражение против истин веры. В разработанной им системе соединились, не смешиваясь, философия и теология, государство и церковь, гражданская и христианская добропорядочность.

Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал. Культура воображается мыслителям Возрождение результатом свободной творческой деятельности человека. Свобода и творчество как принципы человеческого сожительства противопоставляются средневековой иерархии, подчиненности церкви. Дж. Манетти пишет трактат “О достоинстве и совершенстве человека”, направленный против Папы Иннокентия III, Джованни Пика делла Мирандола создает “Речь о достоинстве человека”. Свободное творчество и достойное поведение становятся обязательным содержанием морально-этических соображений и концепций эпохи.

Принципиально по-новому культурный опыт прошлого и современности, причины возникновения и пути развития культуры переосмысливаются в XVIII ст. Просвещением. Эпоха стремится к целостному восприятию культуры человечества, понимая ее как продукт деятельности человеческого ума. В ряде работ понятия “культура” и “природа” противопоставляются. Так, Жан-Жак Руссо считает природу продуктом завершеного божественного ума, а культуру - несовершенного человеческого ума, отрицательно относится к культурному прогрессу. Устранению оппозиции “культура”-“природа”, поиска путей их гармоничного объединения посвящены работы Иммануйла Канта (1724-1804). За Кантом причиной возникновения культуры есть общественная сущность человека. Философ выделяет две реальности: мир природы (животного начала, злая, жестокости) и мир свободы (человека, культуры, морали). Пересекаются и примирюються два противоположных начала в представлениях о прекрасном и в создании прекрасном, что собственное и является целью культурной деятельности. В этике Кант вводит категоричный императив, т.е. обязательное и безусловное моральное правило, всеобщий закон поведения, который одолевает и исключает любое зло. К второй половине XVIII ст. принадлежит деятельность немецкого философа и историка И. Г. Гердера. Для Гердера культура является следствием способности человека к творческой и умственной деятельности, которая находит выражение в языке, науке, ремесле, искусстве, государству, религии, семьи. Гердер впервые определил культуру как необходимую и неотъемлемую реальность человеческого общества, утверждая, что некультурных народов вообще не существует. Есть более культурные и менее культурные народы. Уровень культуры философ связывает с прогрессом образования. В работе “О происхождении языка” (1772 г. ) Гердер связывает появление языка с физиологически заложенной в человеке способностью к мышлению, в развитии языка усматривает прогресс культуры. Он одним из первых заинтересовался изучением национальных культур как форм существования мировой. Гердер выделил этапы, из-за которых проходит национальное возрождение: I - изучение истории, этнографии, II - формирование национального литературного языка, III - возникновение национальных политических организаций, борьба за независимость.

Окончательно оппозиция “природы” и “культуры” снимается в философии Георга Фридриха Вильгельма Гегеля, (1770-1831), для которого “культура есть... освобождение и работа высшего освобождения”, что понимается как поэтапное движение от естественной непосредственности к высшей духовности. История человечества за Гегелем есть ступеньки вверх, по которым человек, освобождаясь, поднимается путем познания абсолютного духа. Гегель сводит культуру к духовному развитию человечества, понимая творчество как диалектическое восхождение духа.

В первой половине XIX ст. появились работы русского ученого М. Я. Данилевского. В книге “Россия и Европа” он выдвинул концепцию “запертого (локального) развития культур”. Каждый народ, за Данилевским, создает специфическую систему ценностей. Произведенная им культура слабо контактирует с другими культурами, противодействуя проникновению в ее “тело” инородных элементов. Данилевский создал “систему типов” человечества. Он писал, что есть народы, отданные идеи государственности, а есть такие, которым она чужая. Есть люди, которые исповедуют идеалы рыцарства, чести, а есть их антиподы - хитрые обманщики, беспринципные торгаши. Народы Востока создали изысканную, но малоподвижную, созерцательную культуру, которая из поколение у поколение воссоздает самую себя. На Западе была созданная динамическая, утилитарно-практическая культура, направленная на преобразование природы и общества. Идеи Данилевского со временем сильно повлияли на культурологию ХХ ст.

Возникновение украинской культурологической мысли связано с деятельностью Кирило-Мефодиевського братства. В Уставе Братства, в воззваниях “К братьям украинцев”, “К братьям россиян”, “К братьям поляков”, в произведениях его основателей - М. Костомарова (“Мысли об истории Малоросий””, “Две русские народности”), П. Кулиша (“Повесть об украинском народе”) - отстаиваются идеи культурной самобытности славянских народов, их права на свободное развитие, гарантированное свободным федеративным союзом славянских республик. Значительный взнос в развитие культурологической мысли сделал М. Драгоманов (1841-1895 гг. ). Из позиций сравнительно-исторической методологии М. Драгоманов выступал против хуторянского этнографизма, выдвигал идее свободного развития народной культуры в национальную культуру, просякнуту общечеловеческими ценностями. Целостную концепцию истории украинской культуры выдвинул М. Грушевский (1866-1934 гг. ). Она базировалась на тезисах самобытности и самостоятельности украинской культуры. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование разных етноплемен еще за эпохи трипольской культуры. Не противопоставляя украинскую и русскую культуры, он все же считал первую более близкой к европейской культуре.

4. Современные культурологические теории

Анализ современных культурологических концепций преследует очень важную цель: дать представления об основных тенденциях и направлениях культурологий ХХ ст, показать, как они оценивают состояние и перспективы современной культуры. Для теории культуры ХХ ст. характерный отход от общих концептуальных подходов, которые базируются на эволюционистском понимании культурного развития. Концепция немецкого философа и историка О. Шпенглера принадлежит к исследованиям, которые формируют современную культурологическую традицию. Она предусматривает рассмотрение не только определенных культурных констант, благодаря которым возможный разговор о культуре в целом, но и анализ многообразия культур. Такие циклические теории культурного развития рассматривают каждую культуру как ценность в себе независимо от меры ее цивилизованности, в общем потоке социокультурной динамики. В знаменитой работе “Угасание Европы” О. Шпенглер раскрывает свою концепцию развития культуры как организма, который рождается, достигает расцвета и, истощаясь, приходит до своего естественного конца. Весь цикл, с его точки зрения, длится около тысячи лет. Цивилизацию Шпенглер считает симптомом и выражением отмирания целого культурного мира, угасание творческого духа культуры. Отсюда и название его книги. Идея культурно-исторического кругооборота, за Шпенглером, находит свое подтверждение в разных культурах, каждая из которых уникальная. Его концепция рассматривает восемь равноценных за достигнутой зрелостью культур: египетскую, индийскую, вавилонську, китайскую, античную, византийско-арабскую, западноевропейскую и южноамериканскую (майя). Если эволюционисты концентрировали свое внимание на логике развития культуры, то Шпенглер отдавал предпочтение понятию “душа культуры”. Выделяя три типа души (“аполоничний”, “магический” и “фаустовський”), исследователь считал, что они лежат в основе соответственно античной, византийско-арабской и западноевропейской культур. Культура живая постольку, поскольку она сохраняет глубокая, неразрывная связь с человеческой душой. Душа культуры живет в душах людей, которые воспринимают символы, смыслы и ценности данной культуры. Когда же цивилизация подавляет и поглощает человека так, что “огонь души згасае”, она обречена на гибель. М. О. Бердяев отмечал трагическое мироощущение Шпенглера: “В нем нет... цивилизаторского самоудовлетворения, нет этой веры в абсолютное преимущество своей эпохи над предыдущими поколениями”.

Концепцию локальных цивилизаций развивал британский культуролог А. Тойнби в 12-своей томний работе “Исследование истории”. Многообразие форм социокультурной организации человечества, за Тойнби, базируется на своеобразности систем ценностей, вокруг которых составляется повседневная жизнь - от найгрубиших его проявлений к высочайшим взлетам творчества. Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: возникновение, рост, надлома и распада. Определяющим элементом ценностной системы А. Тойнби считал религию, а экономическая и политическая сферы жизни цивилизации, по его мнению, подчиняются “духовному началу”. Вообще Тойнби начислял 13 развитых цивилизаций, хотя в его раннем творчестве фигурировала 21 цивилизация. Непересекающееся значение его концепции состоит в раскрытии диалогической сути развития культуры как серии “Вызовов”, которые бросаются природой и обществом, и “Ответов”, которые находит человеческая творческая духовность.

Интегральная концепция одного из основателей русской и американской социологии П. О. Сорокина, изложенная им в работе “Социальная и культурная динамика”, также базируется на дежурстве нескольких типов культур (суперсистем): 2-х основных (чувственного и идеационального) и промежуточных (идеалистического). Фундаментальным принципом каждого культурного типа П. О. Сорокин считает способ познания, основанный на чувственном, рациональном или интуитивном восприятии. Современная чувственная культура с ее материалистической окраской, по мнению ученого, переживает глубокий кризис, выход из которой возможный благодаря возвращению к абсолютным ценностям альтруизма, добра и веры, вследствие чего произойдет замена этого культурного типа следующим (идеациональним). В отличие от концепции О. Шпенглера теория П. Сорокина виддзеркалюе тенденцию поиска общей культурной основы человечества, реальных путей и механизмов выхода из культурного кризиса.

С осознанием кризиса культуры как распада ее внутреннего единства, противопоставление ее сперва общих идей и ценностей связано возникновение культурологического направления в философии неокантианства. Значительный взнос в развитие теории культуры сделали В. Виндельбанд, М. Вебер, Г. Риккерт, Э. Кассирер. Г. Вебер зафиксировал драматическое положение западного человека между “небом” идеалов и “землей” эмпирической реальности. Э. Кассирер в своей “Философии символических форм” раскрывает многообразие автономных и самодовлеющих, по его мнению, символических форм (например, язык, миф, наука и т.п. ). Глубокого внимания заслуживают феноменологични культурологические концепции. Э. Гуссерль рассматривает культурологическую проблематику с точки зрения “телоса” европейской культуры, которая раскрывается в ее историческом развитии. "Телос" - это определенный духовный образ культуры, объединенное духовными связями жизни людей и народов в рамках одной культуры. Преодоление кризиса европейской науки и культуры Э. Гуссерль усматривает в возвращении к источникам европейской духовности - рационализма и обязательного соотношения его с “жизненным миром” человека, восстановлением утраченной связи науки с человеком.

В начале и в середине ХХ ст. происходит поворот в украинской культурологической мысли. После развития в русле культурологий Просвещения и раннего Романтизма, она начинает ощущать влияние иррационализма и волюнтаризма (Шопенгауера, Ницше). Наиболее ярко это влияние воплотилось в творчестве Д. Донцова (1883-1973 гг. ), какая стала теоретическим основанием интегрального национализма.

Ярким отображением кризиса человеческой субъективности и гуманизма в современной культуре постоянная концепция М. Хайдеггера. Центральной темой в ней становится тема языка как средства коммуникации: “Мысль дает бытию слово: в жилье языка живет человек”. Выход из культурного кризиса, который создался, видится Хайдеггеру в новом опыте мышления, которое опирается на древнегреческие первоисточники, на утверждение Протагора, что человек является мерой всех вещей.

Другим направлением в культурологий есть психоанализ, который ставит перед западной культурой проблему несознательного. Его основателем был австрийский психиатр З. Фрейд. Он выдвинул гипотезу о существовании несознательного как особого уровня человеческой психики, где сосредоточенные несознательные желания и вытеснены из сознания идеи. “Оно” (как называет З. Фрейд несознательное начало) активно вмешивается в человеческую жизнь, руководит им. Наше сознание (“Я”) - лишь игрушка в руках могущественной психической силы первичных желаний человека, которые базируются на стремлении к созданию и продолжению рода или разрушение (Ероса-любови и Танатоса-смерти). Роль культуры в жизни человека, за Фрейдом, заключается в способности сублимировать (заменять) примитивные поезда. Благодаря культуре они приобретают форму стремления к творчеству, познанию и другой деятельности, которая этично одобряется. Культура (“Над^-Я”) выполняет роль внутреннего цензора, благодаря которому человек способен жить как социальное и культурное существо. К. Г. Юнг развил концепцию психоанализа, используя понятие “архетипов” - психических структур коллективного несознательного. Благодаря ним формируются образы, мысли и чувство людей, сохраняется коллективный исторический опыт, мифы и символы культуры.

Экзистенциальные концепции культуры К. Ясперса, Ж. -П. Сартра, А. Камю привлекали внимание к проблемам современной культуры, которые возникают вследствие отчуждения человека от социума. Люди будут заботливее относиться к своей жизни, если осознают абсурдность человеческого существования, - считают экзистенциалисты. Осознание абсурда бытия приводит к бунту, а этот последний - к свободе, ради которой человек готов пойти на все, поскольку в свободе она находит смысл своей жизни.

Заметное место в современной культурологий занимают концепции структурализма, разработанные К. Леви-Строссом, Р. Бартом, М. Фуко, Ж. Дерридою. Структуралисты поставили задачи преодолеть описательство и исследовать культуру с помощью сугубо научной методологии естественных наук, которая включает формализацию, компьютеризацию, математическое моделирование. Структурирования осуществляется в разных областях культуры: языку и литературе, социальных представлениях и идеологии, искусстве и массовой культуре. К. Леви-Стросс утверждает, что все культурные представления (мифы, ритуалы, правила) е определенного рода знаковыми системами, которые передают информацию и осуществляют культурный обмен внутри структуры. Гармонию чувственного и рационального начал (надрационализм), к которой необходимо стремиться современному человечеству, культуролог усматривает в феномене первоначального мышления. Целью структурного анализа является поиск системоутворюючого фактора, совокупности правил, за которыми можно формировать культурные объекты. Одной из наиболее распространенных в современной культурологий есть игровая концепция культуры. Наиболее яркими ее представителями стали Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, М. Бахтин. В работе “Homo ludens” (“Человек, который играет”) Й. Хейзинга исследует игру как общий принцип становления и жизнедеятельности человеческой культуры. Ее культуротворча роль состоит в соблюдении добровольно установленных правил, в укрощении стихии страстей при отсутствии гнета “серьезности”. Работы Й. Хейзинги содержат критику массовой культуры, которая перекликается с подходом Х. Ортеги-и-Гассета. Величайший испанский философ занимает особое место среди современных мыслителей, так как объединяет в своей теории традиции “философии жизни”, неокантианцив, экзистенциализма. В работе “Восстание массы”, которая получила широкую огласку, он анализирует состояние современной культуры и человека в ней. Оперируя образами “элиты” и “человека-массы”, мыслитель предупреждает об опасности общего нивелирования, деперсонализации человека, власти “современного варвара”, разрушителя культуры. Преодоление культурного кризиса Ортега-и-Гассет усматривает не в коренном преобразовании общества, а в возвращении к иерархии большинства и элитарного меньшинств, которое создает основы культуры вследствие внутренней потребности. Суть культуры, на мысль Х. Ортеги-и-Гассета, составляют спонтанность и отсутствие прагматизма.

В конце ХХ ст. сформировалось постмодернистское направление в культурологий. Постмодернизм испытал влияние многих современных интеллектуальных течений. Постмодернистское восприятие действительности проявляется в стремлении к деконструкций, децентрализации, отказу от авторитетов любого ранга, в возражении норм и традиций рационализма. В роботах Ж. -Ф. Лиотара, Ж. Делеза, Р. Рорти и др. отстаиваются ценности свободы во всем, спонтанной деятельности человека, игровом начале. Повышается интерес к иррациональному и субъективному, неопределенного, неясных форм. Постмодернизм, плюралистический за своей сутью, не боится разрушение единства существующей культуры, обосновываясь неизбежность трансформации культуры в качественно новую форму. Разнообразие современных культурологических, направлений и концепций дает представление о широте человеческого мировоззрения и миропонимание и является обобщением историко-культурного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. - Г. : Госполитиздат, 1953. - 758с.

2. Античная Греция. - В 2-х тт. - М. : Наука, 1983.

3. Асеев Ю. С. Источника. Мистецтво Киiвськоi Русi. - К. :Искусство, 1979. - 216 з.

3. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - Г. : Мысль, 1987. -348 з.

4. Белiчко Ю. В. Украинское советское искусство перiоду гражданской вiйни. - К. :Искусство, 1982. - 183 з.

5. Бiлецький П. О. Украинское искусство второй половины XVII-XVIII столiття. - К. :Искусство, 1981. - 159 з.

6. Богомолов А. С. Античная философия. - Г. : изд-у МГУ, 1985 -368 з.

7. Винничук Л. Люди, характера и обычае Древней Греции и Рима. - Г. : Высшая школа, 1988. - 496 з.

8. Воропай Об. Обычаи украинского народа. - К. :Оберiг, 1993. - 590 з.

9. Горфункель А. X, Философия эпохи Возрождения. - Г. : Высшая школа, 1990. - 368 з.

10. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - Г. : Юрайт, 1998. - 669с.

11. Грушевский М. С. Очерк истории украинского народа. - К. :Лыбидь, 1991. -398 з.

12. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - Г. : Искусство, 1984. -350 з.

13. Дмитриева Н. А. Короткая история искусств. - Г. : Искусство, 1990. - 319с.

14. История Древнего мира. В 3-х тт. - М. : Наука, 1983.

15. История искусства зарубежных стран. - Г. : Искусство, 1980. - 384 з.

16. История средних возрастов. - В 2-х тт. / Под ред. Сказкина С. Д. - М. : Высшая школа, 1977.

17. История Франции. - В 3-х тт. - : Наука, 1972. -360 з.

18. Iсторiя свiтовой культуры. - Либiдь, 1994. -320 з.

19. Iсторiя украинской лiтератури ХХ ст. - В двух книгах. /за ред. В. Г. Дончика. - К. :Либiдь, 1994.

20. Iсторiя украинской культуры /За загал. ред. I. Крип'якевича. - К. :Либiдь, 1994. - 656 з.

21. Ковальчук О. В. Украiнське народоведение. - К. :Освiта, 1992. - испр. и перераб. /Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 704с.

40. Энциклопедия для детей. - Т. 6. - Религии мира. Ч. 2. 3-- е изд. , испр. и перераб. /Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 688с.

41. Энциклопедия для детей. - Т. 7. - Искусство. Ч. 1 - 2-е изд. , испр. и перераб. /Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 688с.





Вернуться назад