Генеза эстетичной мысли в западноевропейской культуре


Ґенеза и развитие эстетичной мысли в Украине.

Истоки эстетичной мысли в Украине относятся к периоду Киевской Движении. В период раннего феодализма эстетичная мысль Давней Движении, как это было и в других странах, еще не отмежевалась от других областей знания и от религии. В Киевской Движении эстетичное мышление развивается на пидгрунти языческого мировоззрения - древнеславянской религии и мифологии. Основной элемент язычества - наивный пантеизм. Первые проблемы, которые их рассматривает древнерусская философия и эстетика, - выяснение понятий о душе, о взаимоотношениях души и тела. С проникновением в Киевскую Русь христианства устанавливаются связи с культурой Византии, южных славян и других народов Европы. Древнерусские мыслители знайомляться с эстетичной мысленным взором античности, работами Аристотеля, Демокрита, Платона. Значительная роль в распространении эстетичных понятий в Давний Движении принадлежит переведенным работам Иоанна Дамаскина (675-753) («Диалектика»), Иоанна Экзарха Болгарского («Шестоднев»), Филиппа Пустынника («Диоптра») и др. Благодаря же им на Движении становятся известными античные учения о четырех стихиях как первоэлементы мироздания, о разнообразных трактованиях взаимоотношений души и тела и др.

Важнейшие оригинальные произведения древнерусской философсько-етичной и эстетичной мысли - «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (XI ст. ), «Послание» к Владимиру Мономаха» Никифора (XI-XII ст. ), «Повесть временных лет» Нестора (поч. XII ст. ), «Послание» митрополита Климента Смо-лятича (XII ст. ), «Послание» и «Слова» Кирилла Туровського ( 1130-те-1182) «Слово об Игорев поход» (XII ст. ), «Моление Данийла Заточника» (XIII ст. ) и др. В этих произведениях решаются вопрос о связи человека и истории, истории и природы, которая держится с достоинством творением Бог - источника красоты - и воплощением прекрасного, об источниках познания, о соотношении чувств, ума и воли, души и тела. В эпоху феодальной раздробленности в землях Давней Движении доминирует религиозная идеология, с которой в ХV-ХVI ст. дискутируют исчислении ереси. В них, в частности, обсуждаются проблемы соотношения образа и першообразу, актуальные для практики иконописи. Разнообразные точки зрения по этому вопросу высказывали стригольники, нестяжатели, иосифляни. На Украине к ним в результате влияния процессов реформации, которые происходили в Польско-Литовском государстве, прибавились приверженцы кальвинизма и социнианства (антитринитаризму). Взгляды украинских антитринитарийв и русских еретиков характеризует возражение триединства бога, иконоборчество, проповедь веротерпимости, критика духовенства и церковной иерархии. Нестяжа-тели оказывали содействие развитию критических и рационалистических тенденций в средневековом мышлении Движении. В еретических учениях Ф. Ку-клещевина (?-1500), М. Башкина (XVI ст. ), Феодосия Косого (XVI ст. ) проявилось возражение есхатологичних представлений, элементы вольнодумства и рационалистического толкования священных текстив.

С опровержением еретиков выступил монах Зиновий Отеньсь-кий (?-1568). Его полемические произведения «Истины показания запитавшим о новом учении» и «Послание многословное черноризца к запитавших об известие благочестие на зломудрие Косого и иже с ним» представляют собой энциклопедию религиозно-идеалистических взглядов русских книжников XVI ст.

В ХVI-ХVII ст. на Украине появляется плеяда писателей-полемистов, которые посвятили свое творчество борьбе против католицизма и Унии православия с католицизмом под верховенством папы римского, что нав'язуеться папством. Эстетичная сторона богослужения составляет важный элемент их полемики. Среди наиболее интересных полемических произведений этой эпохи: «Каза-нье святого Кирилла» Стефана Зизания (1570-1621), «Апок-рисис» Христофора Филалета (XVI-XVII ст. ), «Предостережение» анонимного автора, «Тренос» Мелетия Смотрицького (1572- 1633), «Полинодия» Захария Копистенського (?-1672), «Писание ко всех обще в Лядской земли живительных», «Писание к утекшим вот православной вери епископом», «Загадка философом латинским», «Зачапка мудрого латынника с глупым русином» Ивана Вишенського (1550-1620), «Протестация» Иова Борецького (?-1631), «Новая мера старой веры», «Знаков пять», «Мечь Духовный», «Лютня Аполлонова» Лазаря Барановича (1620-1693) и много инших.

Найпомитниший взнос в развитие эстетичной мысли в XVII ст. сделал Симеон Полоцький (1629-1680), что отстаивал право человеческого ума на познание и обсуждал роль чувственности в познании. С. Полоцький, который хорошо знал современную ему западноевропейскую философию, рассматривал ее как науку наук, развивал своеобразную концепцию воспитания и опытного знания, возразил учение о врожденных идеях.

Особенностью развития эстетичных идей во второй половине XVII ст. была острая борьба, которая развернулась вокруг реформы церкви, начатой патриархом Никоном. Среди мыслителей XVII ст. , что оказывали содействие обособлению философии и естетики от богословия, были Ю. Крижанич (1618-1683), Епифаний Славинецький, Мелетий Смотрицький (1572-1633), который написал комментарий «Большая и предивная наука» к произведению древнеримского автора Луллия «Большое искусство». Значительный подъем украинской эстетичной мысли связанное с открытием в 1632 г. Киево-Могилянской академии. Среди наиболее известных профессоров философии в академии были Иосиф Кононович-Горбатський (?-1653), Иннокентий Гизель (1600- 1683), Иоасаф Кроковський (?-1718), Лазарь Баранович (1620- 1693), Феофан Прокопович (1681-1736), Стефан Яворський (1658-1722). В философских курсах академии происходило аллегорическое толкование Библии, рассматривались проблемы деизма и пантеизма. Ф. Прокопович выступил пропагандистом идей европейских мыслителей Бекона и Декарта. § 2. Украинская и русская эстетика в XVIII ст.

Наиболее регулярное и последовательное развитие эстетичных идей в России и Украине начался с XVIII ст. , что его ознаменовали преобразование Петра I, который массово обратил русскую общественную мысль к достижениям европейской образованности.

Сначала развитие эстетичной мысли в России XVIII ст. проходил под влиянием эстетики французского классицизма и Просвещения (Батте, Дидро и др. ).

Естетика и искусство классицизма получили распространение в России в деятельности Феофана Прокоповича (1681-1736), Анти-оха Кантемира (1708-1744), В. К. Тредиаковського (1703- 1768), О. П. Сумарокова (1717-1777).

Величайшим его представителем был М. В. Ломоносов (1711-1765). В творчестве Ломоносова отразилось присущий ему объединение абстрактного и образного мышления. Эстетичное восприятие Космоса выражено в его философской поэзии. Ломоносов сыграл важную роль в реформе русского языка, который положил конец церковнославянской книжной культуре. Значительное расширение лексического состава нового литературного языка, сближение его с разговорным языком и вместе с тем сохранение всего богатства письменной традиции - такие основные принципы реформаторской деятельности Ломоносова в русской словесности. Рядом из В. К. Тредиаковським он разработал новую систему русского стихосложения. Для взглядов Ломоносова на литературу характерные нормативность, логичность, рациональность. Тем не менее в его творчестве рядом с логикой ума полным признанием пользуется и стихия чувств, вдохновение, эмоционального порыва. Много художественных произведений Ломоносова есть за своей сутью социально-философской публицистикой. Естетика художественного творчества у Ломоносова связанная с эстетикой бытия и познание. Его эстетичное и творческое кредо изложено в стихе «Разговор с Анакреоном». Русский классицизм, как и западный, представленный практически во всех сферах художественного творчества. Он тесно связан с просветительской идеологией. Для него присущий: высокий патриотичный^-патриотичен-патриотичный-гражданственно-патриотичныЯИ пафос, выдвижение на первый план античных сюжетов, интерес к национальной истории.

В духовной жизни Украины XVIII ст. важную роль отыгрывал выпускник Киево-Могилянской академии Георгий Щербицький. Он излагал в академии философию, поетику, риторику, был автором известной в те времена пьесы «Трагикомедия, нарицает Фотий, т.е. об отступлении западной церкви от восточной». В ней Г. Щербицький старался приспособить мифологические мотивы к раскрытию современных ему проблем, в частности выявление конфликта между католицизмом и православием. Этот прием был широко распространенным в культурной практике Западной Европы XVIII ст. , но на территории Украины использовался впервые. Наиболее полное выражение развитие эстетичной мысли на Украине в XVIII ст. нашел в творчестве выдающегося философа, просветителя, гуманиста и демократа Г. С. Сковороды (1722-1794). Философские и эстетичные взгляды Сковороды противоречивые. Стоя в целом на объективно-идеалистических позициях, он выдвинул материалистический тезис о вечности и нествореннисть материи. Понимание им Бог носило пантеистический характер. Материалистические тенденции проявились в теории познания Сковороды. Его идея самопознания грунтувалася на представлении о человеке как о части природы, которая подчиняется общим законам мироздания. Эстетичные и художественные взгляды - неотъемлемый компонент «осердеченой» моральной философии Г. С. Сковороды. В противоположность пла-тонивський доктрине об извечном разладе между философией и поэзией Сковорода выдвигает идею их продуктивного взаимодействия и родственности: философию и искусство сближает заинтересованность в понимании тайн человеческого духа, моральном самообновлении личности, направленность в будущее. Важнейшая задача «пророческих муз» - предусматривать будущее. Установка на сопряженность философии и искусства разрешает Сковороде утвердить синтетический исследовательский прием истины и красоты. В своему художественном творчестве он отстаивает единство красоты и добрая, готовит пидгрунтя для развития реализма в украинской литературе. В эстетике Г. Сковороды важную роль сыграет органическая связь с этикой. Философ отдает предпочтение чувству морали. Понятие «сердце», «сердечность» он освобождает от физиологической нагрузки. Сердечность становится синонимом человечности, доброты, взаимопонимание. На этом основании разрабатывает Сковорода эстетичную категорию гармонии. Найвагомишими в эстетичном наследстве философа есть «Сад божественных песней» (1753-1785), «Наркисс» (1769-1771) и «Разговор пяти путников в истинном щастии в жизни» (1773). § 3. Развитие эстетичной теории в России и Украине в XIX-XX ст.

В начале XIX ст. русская эстетичная мысль находилась под влиянием немецкой классической и романтической эстетики. Идеи Шеллинга и Гегеля развивает первое русское систематическое произведение из эстетики - «Опыт науки утонченного» О. Галича (1783-1848), выданный в Санкт-Петербурге в 1825 г. Характерной особенностью русской и украинской эстетики XIX ст. есть критика эстетизма, стремление преодолеть чисто «эстетичный» или умоспоглядальний подход к художественному творчеству, рассматривать эстетичные вопросы в их органической связи с моральной и социальной проблематикой. С критикой спекулятивных эстетичных систем Канта и Шеллинга выступили в первой половине XIX ст. на Украине В. Н. Ка-разин (1773-1842), И. О. Рижський (1759-1811), П. Д. Лодий (1764- 1829), Т. Ф. Осиповський (1765-1832), П. М. Любовський (гг. народж. и см. неизвестные), М. О. Максимович (1804-1873), О. И. Стойнович (1773-1832), О. О. Козлов (1831-1901), О. И. Ход-нев (1818-1883), П. М. Шумлянський (1752-1821) и др.

П. Д. Лодий (1764-1829) развил в своем наследстве введенные Сковородой понятия «сердце», «сердечность», «осердеченисть». Он обгрунтував идею «научування сердца», которая со временем стала ведущей в контексте украинского романтизма. Он также разрабатывал понятие «совершенное» - одно из центральных для эстетики классицизма - относительно определения категории прекрасного и конкретных форм ее воплощение в определениях красоты. Совершенство, считал Лодий, есть узгодженнисть вещи в единому, т.е. в цели. Для достижения цели «в сущему все согласовывает», и это и есть «начало совершенства». В свою очередь, красота - это, за Лодием, «совершенство переживания познавательного», т.е. понятие, определение которого возможное именно через «сердечность», через чувство и силу его переживания человеком. Так же и уродливость определялась философом как «несовершенство чувств при восприятии познавательного».

Важным шагом в развитии украинской эстетичной мысли были работы М. О. Максимовича (1804-1873), какой первым в украинской науке обгрунтував понятие «народности». В пидгрун-тя его определение ученый положил «устную словесность» народа, которое связывало его взгляды с идеями народнического движения среди русской интеллигенции середины XIX ст. Максимович являлся сторонником идей народного образования, культуры, просвещения. Вместе с тем, народ имеет собственное сознание, которое воплощается в народную, в частности историческую, поэзию, и прежде всего ее демонстрирует «Слово об Игорев поход». Внимание к фольклористике со временем предрасположила ученого к изучению народно-поэтического литературного творчества, которое вместе с письменной литературой постоянна рассматриваться как составляющая украинской культуры и искусства. В 1830- 1850-и года значительного развития приобрела харьковская философская школа, которая сосредоточилась вокруг основанного В. Н. Каразиним (1773-1842) Харьковского императорского университета. Он был торжественно открыт в 1805 г. и был вторым после Московского университетом в России. В научном сборнике университета «Брошурки» в 1831 г. печатались статьи И. Кронеберга (1788-1838). Последователь Ф. Шеллинга, он отстаивал точку зрения на естетику как самостоятельную философскую науку, предметом которой становятся все проявления утонченного в окружающем мире. Поэтому актуальным есть вопросы о границах прекрасного, его проявления в природе, обществе, человеческой душе и т.п..

В работе А. Метлинського «Взгляд на историческое развитие теории прозы и поэзии» (1850) дискутируется вопрос о роли и место религиозного мировоззрения в искусстве. Центральной проблемой этой дискуссии было соотношение понятий «истина», «добро» и «красота». Искусство, за мысленным взором Метлинського, не в возможности раскрыть смысл и содержание этой триады полностью без тесной связи с философией и религией. Именно такая связь исторически сложилась в христианские пор, когда искусство примирювало природу и дух, свободу и необходимость, конечное и безграничное. Искусствоведческая ориентация концепций Мет-линського органически объединялась с общими тенденциями в развитии отечественной эстетичной мысли в середине XIX ст.

В 40-и года XIX ст. критический подход к эстетичной мысли наблюдается, прежде всего, в идеях революционных демократов - В. Г. Белинского (1811-1848), что осваивал гегелевскую эстетику под знаком напрацьовування теории реализма в искусстве; М. Г. Чернышевского (1828-1889), который подверг критике толкования прекрасного как идеи в произведениях последователя Гегеля Фр. Фишера и сформулировал мысль, которая стала ключевой для развития критического реализма в русском искусстве в середине XIX ст. : «Прекрасное есть жизни во всем многообразии своих проявлений»; М. О. Добролюбова (1836-1861), который развивал принципы народностей, идейности и социальной направленности литературы.

Чернышевский в диссертации «Эстетичное отношение искусства к действительности» определил прекрасное как «жизнь, которым оно должно быть за нашими понятиями» (что снова ставит вопросы об идеале - «идеальное» жизнь. Но здесь идеал трактуется уже не как отвернутая идея, а как результат социального развития). Он считает предметом искусства не только «прекрасное», но и все «интересное» в жизни. Естетика Чернышевского - результат критического переосмысления предыдущих эстетичных теорий. Он подвергал критике тезис немецкой классической эстетики о том, что прекрасное в окружающем мире несовершенное, непостоянное в своей красоте, единичное. Решая проблемы субъекта эстетичной оценки и восприятие, критериев прекрасного, он обратился к реальным переживаниям человека, к особенностям ее психологии и вкуса. Искренняя красота, за Чернышевским, есть красота, которая встречается в жизни. Воспроизведение реальности, тем не менее, не следует понимать как механическое копирование в духе теории «имитации природы». Центральная задача художника - осмыслить явления жизни, раскрыть их связь и отношение одно до одного, при этом искусство, подобный науке, но из позиций эстетичных должно даты вместе с тем и объяснение, и оценку окружающему, вынести свой «приговор». Чернышевский выдвигает важные положения об исторической побежалости представлений о прекрасном, о социально-культурной обусловленности эстетичных представлений и идеалов, которые существуют в разных общественных груп.

Выдающийся взнос в развитие эстетичной мысли на Украине середины XIX ст. сделал Т. Г. Шевченко (1814-1861). В своих произведениях он выступает как выразитель крестьянского эстетичного идеала.

Д. И. Писарев (1840-1868) в проповеди утилитарного значения искусства дошел фактически к прямому возражению искусства и отмена самой эстетики как науки.

Л. М. Толстой (1828-1910) в трактате «Что такое искусство?» выступил с резкой критикой не только эстетизма, но и всякого искусства, которое не ориентируется на непосредственное моральное влияние, усматривая главную задачу художественного творчества в нравственно-религиозном сближении людей с помощью эмоционального «заражение».

Естетика славянофилов, к которой за своими характерными особенностями близкая и естетика украйнофилив, составлялась под знаком консервативно понятной идеи народностей и самобытности искусства, которое истолковывается как сохранение и выражение в искусстве «органического» национального уклада и характера, «народного духа» (И. Киреевський (1806-1856), П. Кулиш (1819-1897) и др. ).

Связанный с эстетикой славянофилов Ап. Григорьев (1822- 1864) развивал принципы «органической» критики искусства, которое преодолевает односторонность чисто «утилитарной» и чисто «художественной» критики и рассматривает произведение искусства как «живой организм» и сплошное выражение «жизнь творцов и жизнь эпохи».

С идеями Ап. Григор'ева в ряде пунктов совпадают эстетичные взгляды Ф. М. Достоевского (1821-1881). Характерное для него акцентирование на нравственно-религиозном значении красоты и искусства окрашено в своеобразные тоны эстетичной эсхатологии («красота спасет мир»). Развитые Владимиром Соловьевым (1853-1900) представление об искусстве как об «превращении» жизнь, а также его концепция красоты как материально воплощенного символа абсолюта справили важное влияние на становление эстетичной

теории русского символизма, так называемой «серебряных пор» (О. Блок (1880-1921), А. Белий (1880-1934)). Вяч. Иванов (1866- 1949) определил задачу искусства как следование «от реального до найреальнишого».

Естетика символизма оказала большое влияние на эстетичные идеи Л. Украинки (1871-1913), М. Коцюбинского (1864-1913), И. Франко (1856-1916).

И. Я. Франко оставил богатое художественное, научно-теоретическое и литературно-критическое наследство. Основные категории эстетики, проблема относительности эстетичных мерок исследуются им в трактате «Из секретов поэтического творчества» (1898-1899). Он поздравил появление экспериментальной эстетики, отмечая важность психологических исследований для понимания сущности творчества. В статье «Литература, ее задачи и важнейшие черты» (1878) он подчеркивает, что литература отбивает жизнь, работу, язык и мышление своей эпохи.

Рассмотрение эстетичной сферы с точки зрения места, которое она занимает в целостности «духовного бытия», характерный для философов религиозно-идеалистического направления, которые трактовали антиномии этического и эстетичного, эстетичного и религиозного и т.ин. (М. О. Бер-дяев (1874-1948) и др. ). Особое место занимает здесь П. О. Флоренський (1882-1937). Сфера эстетичного, сфера красоты в ее найвитончениших, но еще доступных восприятию формах, за Флоренським, - это, прежде всего, рубижна сфера между горним и дольним мирами. С горнього мира же спускается Премудрость (София) как носитель Святого Духа, и наиболее полно она становится охваченной в Богоматери, а из животного мира же глубоко и последовательно внедряются иноки - подвижники, которые посвятили себя служению Красоте. Тем не менее подвижничество - важный, но не единый путь преодоления границы между дольним и горним снизу, восхождение к Красоте. В качестве таких Флоренський указывает еще на некоторые формы церковного искусства и церковный культ. Красота - центральная категория эстетики Флоренського, но и здесь он имеет на внимании красоту христианского идеала и христианских святынь. Из позиций православного мировоззрения Флоренський подвергал критике всю современную ему западную культуру, обвиняя ее в измене христианскому идеалу. В целом естетика Флоренського объединенная с теоретическим обгрунтуванням религиозного мировоззрения в его православном варианте. Основные произведения Флоренського из проблем эстетики: «Храмовое действо как синтез искусств» (1922), «Обратная перспектива» (вид. в 1967 г. ), «Закон иллюзий» (вид. в 1971 г. ), «Емпирея и эмпирия» (вид. в 1986 г. ).

Своеобразным эстетизмом, родственным в ряде черт из Ф. Ницше, перенятые произведения К. Леонтьева (1831-1891) и В. Розанова (1856-1919), что предусмотрели некоторые мотивы более поздний эстетики XX ст. - фрейдизма и интуитивизма (В. Розанов), критики массового искусства и нивелирование культуры (К. Леонтьев).

Влияние позитивизма в России во второй половине XIX ст. прослеживается в растворении эстетики в истории культуры и «поэтике» в О. Веселовського. Теория художественного образа, который основывается на философии языка, развивается в произведениях О. М. Веселовського (1838- 1906), О. О. Потебни (1835-1891) и его учеников (О. В. Запорожца (1905-1981), П. И. Зинченка (1903-1969) и других представителей так называемой Харьковской психологической школы). В 1910- 1920-х годах составляется «формальная школа» в литературоведении, которая изучает конструкцию художественной формы и факторы, которые ее составляют (представители Опояза - Ю. М. Тинянов (1894- 1943), Б. М. Ейхенбаум (1866-1959), В. М. Жирмунский (1891- 1971), В. Б. Шкловський (1893-1984); в конце XX ст. - Ю. Г. Лотман (1922-1993). «Формальная школа» внесла большой вклад в развитие структурно-семиотичной эстетики, на Западе она получила название структурализма. Эта теория рассматривает искусство как особый язык или систему знаков, а отдельное художественное произведение - как знак или последовательность знаков этой системы. Наиболее ранние концепции структурализма сложились в России на рубеже 1900- 1920-х лет в работах Московского лингвистического кружка (Р. О. Якобсон (1896-1982), Г. Г. Шпет (1879-1937) и др. ) и Общества поэтического языка (ОПОЯЗ). Один из вариантов структурализма, сформулированный Шпетом, - принцип последовательного описания художественного произведения за уровнями, включая и уровень значений, учет роли социальной среды и культурно-исторического фона в формировании значений произведений искусства. В 1920-х годах проблемы формалистического изучения произведений искусства подвергаются критике в работах Л. С. Выготского (1896-1934) и М. М. Бахтина (1895-1975), которые справили значительное влияние на более поздний концепции структурализма. Они разрабатывались главным образом в работах Пражского лингвистического кружка, в котором главную роль отыгрывали выходцы из России - Р. О. Якобсон, М. С. Трубецкой (1890-1938) и др. Они создали концепцию структурализма, которая получила международное признание и до сих пор имеет влияние на мировую эстетичную мысль. В центре этой концепции учения об эстетичной функции и эстетичной норме. Дальнейшую разработку это учение получило в работах Московсько-Тартуськой семиотичной школы, который ее возглавлял Ю. М. Лотман. Искусство рассматривается ею как знаковая система, а произведение искусства - как художественный текст, построенный по законам этой системы. Эстетичные исследования Московсько-Тартуська школа осуществляет в тесной связи с культурологическими, что выразилось, в частности, в изучении генези символов в искусстве. В составе структурализма выделяется также французское направление, которое сформировалось под влиянием К. Леви-Стросса (1908 г. н. ), который, в свою очередь, воспринял идее Г. Г. Шпета и М. М. Бахтина.

Сплошное толкование содержательно-смысловых и формальных особенностей произведения в их взаимообусловленности дает М. М. Бахтин. Он ввел в художественно-эстетичный анализ идею «диалогического сознания». Основной круг своих студий сам Бахтин определял как философскую антропологию, рассматривая из этих позиций архитектонику эстетичного объекта. Эстетичная форма, за Бахтиним, - это не форма материала произведения искусства, как трактовали ее формалисты (что приводило к отождествлению формы с внешней композицией произведения), а форма содержания произведения искусства, наличия в нем циннисно-визначеной смысловой позиции относительно его дийово-змистовного ряда, особый ракурс видения мира. В пределах художественного произведения та или другая эстетично значимая, особистисно оформленная циннисно-значеннева позиция не одиночная, ей противостоят другие ценностные позиции, с которыми она вступает в коммуникативные - диалогические отношения. При этом фиксированная ценностная позиция присущий не только автору произведения как реальному индивиду, но и его образа в произведении (лирическое «я», рассказчик и т.ин. ), и каждому персонаж^-персонаже-герою-персонажу произведения. Разнообразные идеологические отношения между всеми этими позициями («голосами») создают переливную «многоголосую» смысловую ткань произведения, которая получила название «полифонизма». Пространственно-временные границы диалога «голосов» в двойном ряде художественного произведения, которые предоставляют ему смысловую певнисть, Бахтин определяет понятием «хронотоп».

Диалектику художественной формы и ее эстетичных категорий разрабатывал О. Ф. Лосев, который много занимался также проблемами символа и мифа.

Проблемы истории эстетики как самостоятельной дисциплины и относительно разных форм художественного творчества разработаны О. Ф. Лосевым (1893-1988), С. С. Аверинцевим (1937 г. н. ), Д. С. Лихачевым (1906-2001), В. Ф. Асмусом (1894-1975), А. В. Гулигою (1921 г. н. ).

Рядом с теоретико-философскими эстетичными системами в культуре XX ст. сформировались и эстетичные учения, связанные с творческой художественной практикой. Прежде всего здесь следует назвать работы В. В. Кандинського (1866-1944) и К. С. Малевича (1878-1935), что заложили фундамент теории абстрактного искусства - одного из течений модернизма - и получили в 1910- 1930-х годах признания во всем мире. На рубеже 1920- 1930-х лет на Украине укладывается литературная школа «неоклассиков» (М. К. Зеров (1890-1941), М. Т. Рыльский (1895-1964) и др. ), развивается театральная система Леся Курбаса (1887-1942), что повлияла на реформу мирового театра в XX ст. На современном этапе значительное место в ее развитии занимают постмодернизм и постструктурализм. Постмодернизм - широкое культурное течение, в чей горизонт в 1970- 1980-и года попадаются философия, естетика, искусство, противопоставленные практике модернизма, который развивался в европейской и мировой культуре XX ст. Для постмодернизма характерные рефлексия по поводу модернистской концепции мира, опыт игрового освоения действительности, преобразование мира культуры в среду проживания человека. Постструктурализм - название ряда филолофсько-методологич-них подходов к осмыслению культурной деятельности, которые сложились в 1970-1990 года на основе рефлексии и критики структурализма. В центре этой критики стоит ограниченность структуралистского подхода к человеку, невозможность объяснить ее поведение, выходя только со структурного понимания человеческого сознания. Постструктурализм и постмодернизм, которые особенно интенсивно развиваются в западной философии (Ж. Деррида, Ж. Делез и др. ), еще только находят своих последователей в отечественной философсько-естетичний мысли и свидетельствуют об «кризисном сознании», что возникает в условиях исчерпанности онтологической и гносеологической культурной парадигмы нового времени, результатом чего стали радикальные изменения в нашей стране на 1990-рубежи х гг. , что начали новый этап ее исторического развития.

Литература

Алешина Л. О. О вежливости, в такте, в деликатности. - Г. , 1986.

Аронов В. Р. Дизайн и искусство. Сэр. «Эстетика». - Г. , 1984. - № 2.

Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - Г. , 1968.

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII в. - Г. , 1962.

Байбурин А. К. , Торопков А. Л. В истоков этикета: Этнографические очерки. - Л. , 1990.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М. , 1975.

Бахтин М. М. К философии уступка // Философия и социология: наука и

техника. - Г. , 1986.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. - Г. , 1995.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - Г. , 1986.

Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. - Спб. , 1996.

Безруких М. М. Я и другие. Я или правила поведения для всех. - Г. , 1991.

Белый А. Символизм как миропонимание. - Г. , 1994.

Борев Ю. Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. - Г. , 1977.

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. - Смоленск, 1997.

Брунов Н. И. Барокко в России. - Г. , 1926.

Быстрицкий Э. К. и др. Бытие человека в культуре (опыт онтологического

подхода). - К. , 1992.

Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. - К. , 1991. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - Г. , 1966.

Введенская Л. А. , Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - Ростова-на^-Дона, 2000.

Вейдле В. В. Умирание искусства. Размышления в судьбах литературы и

художественного творчества. - Спб. , 1996.

Вермео А. , Вермео О. Мэтры мирового сюрреализма. - Спб. , 1996.

Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. - Г. , 1970.





Вернуться назад