Социальная природа и функции искусства


1. Система и классификация видов искусства

Проблема обособления определенных видов искусства и выяснение их особенностей волновала человечество из давности. Много философов, деятелей культуры, художников старались разрешить этот вопрос окончательно. Однако даже современное состояние данной проблемы недостаточно однозначный. Определить решение проблемы классификации видов искусства как исторический процесс, проявить причины, которые обусловили изменение стариков (традиционных) видов искусства и появление новых, выяснить отличие каждого из них от других поможет исторический взгляд на эти явления.

Понимание искусства как способа эмоционально-образного воспроизведения действительности в художественных образах неизбежно ставит вопрос целесообразности существования разных видов искусства. Первая попытка классификации видов искусства, которую осуществили Платон и Аристо-тель, не выходила за пределы исследования специфики отдельных видов искусства.

Первую целостную классификацию предложил И. Кант, но не в практической, а в теоретической плоскости. Первую систему взаимосвязи конкретных видов искусства дал Г. Гегель в работе «Система отдельных искусств», в основу которой он положил соотношение идеи и формы, классифицировал виды искусства от скульптуры до поэзии. В XX ст. Фехнер систематизировал виды искусства с психологической точки зрения, а именно по поводу практической полезности вида искусства. Таким образом он отнес к искусству и кулинарию, и парфюмерию, т.е. виды эстетичной деятельности, которые кроме эстетичных выполняют другие, практические функции. Как видим, источник богатства искусства искали в разнообразии способностей субъекта, во внутренней дифференциации объективной идеи, в изменении выразительных творческих приемов и т.п..

Материалистическое решение проблемы объясняет обусловленность рождения и развития разных видов искусства в многообразии самой действительности. Значительное количество видов искусства сложилось исторически как воспроизведение многосторонности реальной действительности и индивидуальных особенностей восприятия ее человеком. Итак, отделяя любой вид искусства, учитывают форму искусства, которая сложилась исторически, ее основные функции и классификационные единицы. Виды искусства - литература, изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), музыка, хореография, архитектура, театр и т.п. - имеют отношение к искусству как особое к общему. Видовые особенности, что является специфическим проявлением общего, сохраняются на протяжении всей истории развития искусства, хотя в каждую эпоху в определенных художественных культурах оказываются по-разному.

В современной системе искусств существуют две тенденции: тяготение к синтезу (например, связь архитектуры, живописи и скульптуры) и сохранение независимости (самостоятельности) отдельных видов искусства. Обе тенденции плодотворные и оказывают содействие развитию системы искусств. Наконец, на развитие этой системы имеют решающее влияние достижения современного научно-технического прогресса, без которых была бы невозможной появление кино, голографии, рока-оперы и т.п..

Достаточно сложным есть вопросы отбора критерия классификации данной системы. Так, распределяя искусство за способом восприятия, получаем слуху, зрительные и зрелищные виды искусства. Низменность искусства за типом воспроизведения действительности дает изобразительные и неизобразительные виды искусства. Определение специфики создания художественного образа предопределяет выделение временных, пространственных и пространственно-временных видов искусства (в другой терминологии - статических, динамических и статикодинамичних). В зависимости от характера объединения выразительных средств в конкретном виде искусства отмечают простые, сложные и синтетические виды искусства.

Внутри каждого вида искусства также существует низменность на жанры, стиле, роды и т.п.. Сохраняя свои специфические особенности и внутривидовую низменность, каждый вид искусства изменяется под влиянием своеобразности времени, культурных требований, характера художественного вкуса и т.п.. Все эти особенности содержатся в определении стиля. Стиль - совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера, которые оказываются в типичных для него темах, идеях, характерах, конфликтах, а также в разнообразии выразительных средств, художественных приемов. Таким образом, целесообразно выделять стиль эпохи, стиль художественной школы (или направления), стиль конкретного вида искусства, национальный стиль, стиль отдельного художника.

Внутривидовая низменность искусства и анализ особенностей каждого его вида содержит раздел искусствоведения, который называется морфологией искусства.

2. Общая характеристика видов искусства

Современная эстетичная теория еще не имеет окончательного взгляда на количество видов искусства, которые отличаются. Очевидно, данная точка зрения не будет достигнута никогда, поскольку эта система есть открытой и такой, что постоянно развивается. Следует проанализировать те виды искусства, которые чаще всего выделяются в современной литературе.





Вернуться назад