Культура i цивилизация


Во время классификации и обобщение общественных и культурных процессов естественно возникает желание определить першопочатки человечества, его зарождение, происхождение, продолжительность жизни на Земле и на конкретной территории. На эти вопросы ответов множество, поскольку находки, которые удостоверяют бытие человека, отодвигаются во времени каждый раз дальше и дальше. Каждый год археологи находят новые свидетельства деятельности на Земле человека умной. Человек умный, т.е. такая, которая сознательно осуществляла трудовой процесс, появляется на рубеже среднего и верхнего палеолита. Считается, что это уже "настоящая" человек, за научной терминологией - Homo sapiens.

Этот период стал границей, которая отделила мир человека от мира животных, и удостоверяет истоки формирования культурных процессов, которые отмечают ученые при анализе найдавниииих памяток. Они подтверждают тезис о том, что работа стала решающим фактором в становлении человека, дала ей преимущество над другими биологическими видами и сохранила на протяжении тысячелетий человеческий род. Простейшие средства и инструменты, которые были изготовлены с кости, рога, камня, стали трамплином к созданию фигуративных изображений, а итак, фиксации информации доступными средствами, которые условно называются протописемнистю. Это оказывало содействие формированию конкретно-образного первоначального мышления, где фиксировались общие представления об окружающем миру. Человек, остановив "миг", утвердила себя во времени и просторные. Это було началом новой формы бытия - художественной формы, когда событие, явление осмысливались относительно собственного бытия. Множество памяток, которые человечество оставило по себе на всей территории земной суши, дают возможность проследить его адаптацию к естественным условиям, их освоению.

Изучение культурного процесса дает возможность постигнуть исторические условия функционирования в социуме социальной группы, народа или региона, проследить за развитием общества. Динамика культурного процесса показывает рождение новых форм мышления, их интеграцию

в социальную практику, формирование систем, наследственность традиций, воспроизведение или отмирание определенных явлений в жизненной практике.

Археологическая культура не всегда совпадает с трактованиями культуры в философском, социологическом, этнографическом понимании, поскольку определяет общность материальных памяток, которые принадлежат к одного времени и размещаются на определенной территории. Как правило, археологи дают название культуре по месту первых находок или за определенным характерным признаком.

Археологические культуры делятся на три больших периода:

ранний (нижний) палеолит (3 млн - 100 тыс. лет тому);

средний палеолит (100-30 тыс. лет тому);

поздний (верхний) палеолит (30-8 тыс. лет тому).

В каждом периоде выделяются культурные периоды, которые имеют собственные названия:

1. Перигорд (30-20 тыс. лет тому). Характерные крем'яни пластинки с ретушированными краями, шила из кости, наконечники копий. В поздний период наблюдаются фигуративные изображения животных и человека.

2. Ориньяк (20-19 тыс. лет тому). Характерные ретушированные пластинки из кремния, скребки, резцы, костяные наконечники; светильники, посуда для приготавливания краски; искусство малых форм: мелкая скульптура, гравюра на костях и каменных обломках; отражения рук по краске, формирование орнамента ("макароны"), где прослеживается определенный рисунок; статуэтки женщин из мамонтовой кости или мягкого камня. Это первые в истории символы. Археологи и историки культуры этот период иногда называют эпохой палеолитических Венер.

3. Солютре (18-15 тыс. лет тому). После временного отступления ледника существенно изменяется жизнь палеолитического человечества. Характерные чрезвычайно высокая для палеолита техника обработки крем'яних изделий, которые используются как наконечники копий, проволочек, а также как ножи и кинжалы; скребки, проколки, иглы, разнообразные статуэтки, гравюры на камне и кистках.

4. Мадлен (15-10 тыс. лет тому). Через новое наступление ледника климат становится значительно сувориший, изменяется жилье людей, они преимущественно живут в пещерах, ведут кочевой образ жизни, охотясь на оленей. Учитывая это изменяются виды оружия на такие, что больше пригодные для охоты на





Вернуться назад