Предмет i задача курса. школы, направления и теории в культурологий

Главная - Культура - Предмет i задача курса. школы, направления и теории в культурологий

В конце XX ст. началось размежевание, уточнение и углубление понимания мировоззренческих дисциплин, а также выделение направлений, которые объединяют признака философских, искусствоведческих, литературоведческих, театроведческих и других знаний; на их базе начала формироваться своеобразная область и направление научных исследований - культурология. Она обобщает и сводит к общему знаменателю понятийный аппарат, объединяет культурно-художественные дисциплины, предоставляет возможность научный работникам, педагогам и студентам целостно постигнуть культурологическое восприятие мира и деятельности человечества.

Культурологический подход к изучению эстетичных явлений, культурных процессов - не современное изобретение, его использовали еще наши предшественники, но они изучали преимущественно отдельные виды культуротворчой деятельности, которое не давало возможности воспринимать развитие цивилизации как целостный процесс. Это значительно усложняло процесс выстраивания продуктивных концепций, не давало возможности свести к общему знаменателю восприятия достижений мировых цивилизаций, строить модели развития общественного отношения в социуме.

Культуру как отдельную область изучали еще из античных времен. Она исследует присущую ей специфику в разных областях наук, в частности археологии, археографии, этнографии, психологии, истории, социологии, искусствоведении и др. Но лишь в начале XX ст. начали делать попытки обобщить эти дисциплины, приблизиться к синтетическому пониманию термина "культурология" и ввести его в научное обращение. Одним из первых это сделал американский ученый Лесли Уайт. Его последователями в этом направлении были

европейские научный работники. Отдельные опосредствованные попытки трактования культурологических концепций делали Ф. Ницше, А. Шпенглер, В. Розанов, М. Бердяев, Ф. Достоевский, И. Франко, П. Флоренсь-кий и др. Они преимущественно опирались, с одной стороны, на философские основы, с другого - на художественно-образное осмысление культуры в художественных произведениях, которое давало возможность постигнуть философсько-культурни явления как феномен целого. Этим проблемам уделяли внимание также научный работники, которые делали ударение на роли и значении культурного феномена в развитии научных достижений и этических средств, их реализации в обществе. В частности, супружество П'ер и Мария Кюри, В. Вернадский, С. Капиця и А. Сахаров подчеркивали: низкий культурный уровень научный работника приводит к тому, что достижение науки могут изменить культурную доминанту из положительной на отрицательную. Например, это произошло с ядерной энергией: предполагалось, что она будет служить людям добром, а в результате была создана атомная бомба.

Особенности и трудности становления культурологий как науки вызваны ее многоплановостью, ведь она - многомерный феномен. Известно много определений культурологий, среди которых можно виокремити три основных: культурология - это комплекс дисциплин, которые изучают культуру по исторической вертикали ее развития, социальному функционированию с определением конечного результата системности культурного феномена; культурология - это совокупность дисциплин, которые изучают культуру и стараются постигнуть ее как целостное явление с учетом достояний сопутствующих дисциплин, а также:, из позиции культурологий, национальных, региональных особенностей в их историческом развитии; культурология - это самостоятельная научная дисциплина в системе социально-гуманитарных знаний.

Итак, культурология - это наука, которая изучает специфику развития материальной и духовной культуры цивилизаций, этносов, наций в конкретно-историческом периоде, их взаемозв 'язки и взаимовлияния.

Ныне известно несколько моделей культурологических исследований: 1) классические подходы с жестким размежеванием изучения субъекта и объекта познания, их рационального трактования; 2) культурология является объектом отражения повседневной жизни человека и формой обобщения, выводя ее на уровень диалектики; 3) возражение возможности изучения в полном объеме достижений культурных достояний народов, народностей, наций, цивилизаций, их

познание и обобщение, особенно относительно своей культуры и значение влияния на нее "чужих" культур.

Современная культурологическая наука считает предметом систему знаний, которая могла бы концептуально влиять на формирование культуры общества, стать самостоятельной областью общественно-гуманитарных знаний. Учитывая насущность этой проблемы необходимо разработать концепцию культуры, которая могла бы связать теоретические и практические представления и их воплощение во все сферы человеческой жизнедеятельности; разработать методологию для обеспечения комплексного исследования культуры как целостного явления; выработать концепцию единства достояний культур народов мира и отстранить анта-гонистичности среди них; упровадити системные подходы анализа культуры к государственной политике и воплотить ее в деятельность системы управления; сформировать культурные нужды человека как на рабочем месте, так и в активно-действенном использовании позаробочого времени; учитывать "достижение" технократизму, рационализма, маскультури, которые особенно распространились в XX ст. , с тем чтобы уберечь человека от их губительных влияний и компенсировать ей средствами культурологий комфортное сосуществование в модернизовано-технологичному мире. Базовой системой культурологий является наука о культуре. Известно почти триста определений термина "культура". Понятие "культура" (от лат. cultura - уход, возделывание, воспитание) классически сформированное еще в Старинной Греции; к тому времени его понимания было таким широким, что сегодня тождественное использование в научной практике невозможное. На настоящем этапе развития цивилизаций культура делится на два больших направлений: личностного формирования человека; универсального средства общественной жизни. Наиболее приемлемым есть дуалистическое трактование: культура - это вид деятельности, средствами которого по исторической вертикали создаются духовные и материальные ценности.

Культура выполняет четко определенные функции, каждая из которых детерминирована относительно общественной жизни:

эстетичная - предусматривает формирование высоких эстетичных уровней и наследственности относительно их восприятия обществом;

информативная - предоставляет информацию о культурных достижениях человечества, народа, нации, государства, региона на протяжении исторического времени и вырабатывает модели использования достижений;

оберигаюча - предусматривает сохранения, консервацию и функциональность нам'яток истории и культуры в социуме, их трансформацию в современные культурные процессы;

воспитательная - призвана пропагандировать образцы для наследования с целью развития лучшего, что оставили предшественники.

В период формирования государства и государственности вырабатывают стандарты, где определяются требования к специалисту, конкретизируются квалификационные характеристики относительно овладения не только узкой профессии, а и возможности соискания глубоких гуманитарных знаний, поскольку они формируют специалиста по достаточным культурным уровнем, который отвечает требованиям международных стандартов. Будущий специалист должен знать закономерности развития отечественной и мировой цивилизаций, учитывая в своей деятельности современные проблемы сохранения и эффективного использования культурного наследства. Специалистам-управленцам позарез необходимо знать достижение важнейших научных концепций отечественной и мировой культурологий, поскольку этим характеризуются этапы развития общественной истории. Они должны свободно ориентироваться в художественно-эстетичной и моральной проблематике, уметь применять их в своей практической деятельности, которая будет определять специалиста как интеллигентную, просвещенную личность.

Вдоль исторического времени культурный процесс неустанно развивался, обогащался и усложнялся. Сделаем ударение на периодах, которые существенным образом повлияли на становление и развитие цивилизации и культуры.

Оба указанные понятия вошли в бытовое и научное обращение еще в античные времена. Прежде всего это касалось возделывания земли, ведь она была кормилицей человека. Со временем при формировании общества и общественной мысли значения срока "культура" расширилось, оно охватывало также воспитание и образование, которое дополняло и обогащало срок, ведь человек и природа к тому времени представляли единое целое и существенных разногласий между ними не ощущалось. В это самое время термин"культура" приобрел еще одного значения - оказание почестей, уважение, отправление культа, преимущественно религиозного, ведь давний человек постоянно был с Бог, он был всюду - в природе, в жилье, оберегал сожительство, подавал моральную поддержку гражданам. Отсюда некоторые ученые (например, Макс Поленц) делают попытку отождествить культурный уровень и полисний

патриотизм. Этот тезис допустим, если принять как данность то, что в городах-полисах жители, свободные граждане были подвластные действующему закону, воспитывались и управлялись культом божества конкретного городу-полису.

На развитие и становление культурного процесса влияли и влияют предшественники. Это касается также античного периода. Греки создали совершенную для в свое время систему образования, которое формировало человека как личность с четко определенными ценностными ориентациями. В них преимущество предоставляли гуманистическому значению восприятия и понимание культуры, идеал человека стал ведущим в культурном процессе. Ученые виокремили четыре периода развития культуры, которые стали классическими:

1. Гомеривська Греция (IX - XI ст. к н.э. ).

2. Архаическая Греция (VII - VI ст. к н.э. ).

3. Классическая Греция (V - первые три четверти IV ст. к н.э. ).

4. Эллинизм (конец IV - И ст. к н.э. ).

Каждый из этих периодов имеет особенности, каждый сделал своеобразный взнос в развитие цивилизации.

Культурный процесс не может развиваться вне социально-политических процессов, это ярко прослеживается в античном периоде. Гомеривська и архаическая Греция ставили ведущей целью гуманитарную практику воспитания: ребенок учил читать, писать, овладевала литературу, обязательными были изучение музыки и физическое совершенство. Достижение общественной жизни могли использовать лишь свободные граждане, рабы не имели права брать участия в общественной жизни, их роль сводилась к роли машины. Но уже в конце VII - в начале VI ст. к н.э. политическая и экономическая ситуация резко изменяется, родовая аристократия уступает местом ремесленникам. Ремесленники и купцы как производители и реализатори продукции берут на себя ведущую роль в обществе. Этому оказывало содействие действующее к тому времени законодательство. В частности, законы афинского архонта Драконта (621 г. к н.э. , отсюда - "драконовские мероприятия") отдают предпочтение ремесленному и купеческому состоянию, довольно жестко ограничивают права родовой аристократии. Это обусловило противостояние и спровоцировало жестокую борьбу между ними.

Социальная нестабильность побуждала к образованию ряда мистических верований. Найпомитниший след оставили орфики, в учении которых ведущим тезисом была идея бессмертной души. Среди простого люда как антитеза сформировался культ Диониса: утверждалось, что душа "регулярно" освобождается, если выпить определенное количество вина во время оргий. Для демократического сознания свободных граждан, не отягощенных сферой производства, такая иллюзорно реализованная свобода была приятной.

Разнообразные культы расшатывали государственное устройство и соответственно культуру. Начали формироваться цинизм, скепсис, мистическая вера в судьбу, обреченность. Все это порождало растерянность перед социальными катаклизмами, которые надвигались на античный мир. Высокие культурные достояния оставались без внимания человека, иррациональное начало захватывать души людей. Прогрессирующая дисгармония в отношении человека к социуму, развал полиса как объединяющего звена разрушали человеческую благочиннисть, что стала несовместимой с имперскими ориентациями. В этой ситуации личность не смогла противопоставить себя общей "необходимости" мирового порядка, который считал человека не только физической субстанцией, а и духовным и душевным "Я". На этой волне явилась потребность в высшем духовном абсолюте, который стал бы выразителем человека, виднайшов ей место в процессах, которые формировались, но стали ей неподвластные.

Демократический политеизм изменился на тоталитарный монотеизм, сначала в мировоззренческой системе. Яркого выражения это приобрело в период Средневековья. Почти вся Европа стала христианской. Политеизма она противопоставила монотеизм, высокой духовности - аскетический идеал, анализа явлений - книжные знания, которые опирались на постулаты Библии; безоговорочным был авторитет церкви. Радикально изменились восприятие и понимание культуры. Природа потеряла суверенность, изменилась психологическая доминанта, духовный мир из земли перешел на небо, и человек, который телесно принадлежал земле, духовно соотнесла себя с небесными сферами. С одной стороны, это послужило причиной растерянности, а с другого - к радостной надежде на то, что Бог, он же Высший Ум и олицетворение Высшей Справедливости, защитит человека там, на небе, от несогласий, которые выпадали в земном бытии. Поэтому культура сознания и самосознания зосереджуеться на умозрительном характере, культивируется интерес к книжной учености, начитанности как показателя культуры. Активно формируется модель видения Бог как единосущного, который проявляет заботу о спасении человека и даже посылает на мучения к землянинам своего сына. Эта иррациональность начала утверждать в сознании

тезиса об абстрактных понятиях веры, надежды и любви, мотивируя то, что человек - это слабая, беспомощная, достойная сожалению существо и будто бы в этой слабости ее большая сила. Приходилось, что высочайшим олицетворением счастья являются познания Бог, т.е. отрицался особис-тисний фактор ради абстрактной идеи познания. Начало действовать возражение: не познав себя, нельзя познать Бог. Таким образом, счастье и свобода человека оказались в прямом подчинении абстрактной идее, а это породило концепции, которые и раскололи христианский мир на католический и православный.

Культура як целостное явление условно делится на подгруппы: бытовая, политическая, правовая, художественно-творческая, техническая, производственная и т.п.. Для бытовой культуры характерные особенности определенной территории, народов, которые продолжительное время проживают на ней. Народы отмечаются особенностями государственного устройства, экономических отношений, обрядовой системы верований, межличностных отношений. Каждый регион к определенной мере имеет общие черты со своими соседями, но внутри него заметные также существенные отличия. Возьмем для примера форму приветствия народов, которые проживают на евразийском континенте: приветствие японца, китайца не похожие на приветствия славян, немцев, итальянцев, ведь у каждого из них они обусловлены особенностями нравственно-личностных отношений и норм, которые составлялись у этих народов вдоль исторического времени.

Политическая культура - важный фактор общества, которое формируется исходя из реальных социально-экономических отношений, которые у разных народов в один и то время развивались по-разному. Если в Европе в течение XI-XIII ст. сложилась условно стабильная политическая система, которая базировалась на началах христианства, то в Центральной Азии (монгольский улус) того времени функционировала родственно-бытовая, передфеодальна система, благодаря чему Чингисхан создал крепкое государство, основанное на абсолютистской подчиненности. Правовая культура формировалась и формируется на базе первых двух, поэтому чем высший уровень общества, тем высший уровень правовых отношений, но сегодня наблюдается своеобразный парадокс - с осложнением социально-экономических условий и государственных структур все более тяжелее упорядочивать правовые отношения. Они довольно часто противоречат нормам бытовой и этнической культуры и, как правило, начинают служить не человеку, а потребностям партий и большого капитала, которые не всегда учитывают нужды самого человека.

Художественно-творческая культура олицетворяет багатоаспектнисть и багатовимирнисть человеческой художественной деятельности, охватывая народное художественное творчество и профессиональную художественную деятельность. Они имеют как общие, так и отличительные особенности. Народное творчество не всегда предусматривает овладение определенным видом деятельности на равные профессии, как, например, бытовые танцы, пение, составление поэтических произведений, строительство, вышивание, ковроделие, ткачество и т.п.. Для профессионально-художественной работы нужно обязательно овладеть профессией художника, композитора, скрипача и т.п., пройти серьезную школу профессионального обучения, которое длится 5-10 лет, и лишь по тому общество получит профессионала высокого класса. Требования относительно дифференциации подготовки кадров особенно повысились в XIX ст.

Вследствие развития техники в течение последних 150 лет повысились требования к технической культуре, ведь человек XX ст. уделяет технизации среды проживания около 70 % в свое время. Техника сопровождает жизнь человека на протяжении всех пор, удручает, превращает ее в техноробота, т.е. существо, которое подчиняется машине. Машина диктует человеку стиль поведения, определяет почти полную зависимость от себя, а затем человек становится беспомощной без машины и ее помощи. Поэтому спешным есть вопросы об изготовлении норм культуры техники, техницизма и виднайдення этических соотношений и взаимосвязей машины и человека. Мы не случайно выдвинули на первое место машину, ведь она начала диктовать стиль жизни.

Последний тезис заостряет проблему производственной культуры, поскольку модели и соотношение предыдущих времен не адекватные нынешним проблемам. К середине XIX ст. трудовые коллективы, как правило, были малочисельни, и руководитель имел возможность контролировать подчиненных. При образовании больших и сверхбольших трудовых коллективов, которые объединяют от 300 до нескольких тысяч людей, начали возникать проблемы относительно норм и этических отношений между членами коллектива и руководством. Естественным для XX ст. стала низменность мира на социально-экономические и политические системы, которые предопределяют присущие лишь им нормы производственной культуры. Это нуждается в изготовлении оптимальных моделей производственных отношений, производственной культуры с максимальной адресной привязкой. Обобщенные рекомендации, которые разработаны для определенного общества, например

Д. Карнеги, ни в какой мере не пригодные для государств, которые образовались на территориях бывшего СССР, они не учитывают, да и не могут учитывать психологические особенности людей, которые сформировались в одной политической системе и вдруг велением судьбы или времени брошенные в другую.

Культура имеет такие формы выражения: научные, технологические, художественные, свитоглядно-религийни та др. Наука как олицетворение и высочайший уровень развития культурного процесса обобщает, классифицирует, формирует образовательный процесс. Все эти факторы оказывают содействие развитию общественной мысли, которая, в свою очередь, оказывает содействие накоплению национального валового продукта, национального валового дохода, а это определяет общественно-экономический уровень жизни людей в государстве.

Высокий научный уровень общества обеспечивает технологическую культуру производства, которое облегчает работу человека, высвобождает значительное количество позаробочого и свободного времени, благодаря чему личность получает больше возможностей всесторонне развиваться в пользу общества. Искусство дает человеку как личности возможность утвердить на уровне самодовлеющего субъекта через самовыражение.

Свитоглядно-религийна культура разделилась. Сейчас это две независимые системы - партийная и религиозно-теологическая. Первая обещает все блага человеку здесь, в этой жизни, вторая - всячески старается отвлечь человека от земного бытия, обещая блага в потустороннем мире. Каждый свободен избирать то, что ему больше импонирует. На современном этапе культурология есть одной из определяющих дисциплин, которая дает возможность объективно осветить трудности и разногласия, присущий обществу. Выучив и обобщив лучшие достижения, произведенные человечеством, на основе системного подхода, разработанных культурологических методик и методологий, можно сформировать высокий культурный^-культурен-культурный-этико-культурный и эстетичный уровень специалиста, который будет уметь квалифицированно, с учетом новейших достижений вести хозяйство любой формы собственности. В этом случае будет доминировать ведущий тезис общества: больше богатых - меньше бедных, ведь богатое общество может обеспечить личности надлежащий уровень жизни. Ценностные ориентации, произведенные на основе грунтовного овладение культурных процессов, будут оказывать содействие развитию культуры производства, ведь чем высшая культура производства, тем высшее качество товара; чем высшее качество товара, тем высшая полученная прибыль; чем высшая прибыль, тем высший национальный валовой доход; чем высший национальный валовой доход, тем высшая прибыль, а точнее, оплата труда субъекта. Как видим, круг замкнулся.

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы века: Учеб. пособие. - Г. , 1993.

2. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - Г. , 1989.

3. Асеев Ю. С. Архитектура Киевской Движении. - К. , 1969.

4. Бахтин М. М. Творчество Рабле и народная культура средних веков и Ренессанса. - Г. , 1985.

5. Белова Т. В. Культура и власть. - К. , 1991.

6. Бокань В. А. , Полевой Л. П. История культуры Украины. - К. , 1998.

7. Быстрицкий Э. К. Феномен личности: мировоззрение: культура, бытие. - К. , 1991.

8. Бытие человека в культуре. - К. , 1992.

9. Взаимодействие культур Востока и Запада / Отв. ред. Э. П. Челышев. - Г. , 1987.

10. Всеобщая история искусств. - Г. , 1958-1970.

11. Вернан Т. П. Происхождение древнегреческой мысли. - Г. , 1988.

12. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. - Г. , 1987.