Генезис культуры, специфика культурных знаний


Генезис культуры, специфика культурных знаний

Понятие "культура" сложное и многогранное. Немало философов и других исследователей давних и новейших времен интересовались этому вопросом. Самое слово "культура" латинского происхождения и означает "возделывание", "уход".

Впервые это понятие употребил выдающийся римский мыслитель, оратор и государственный деятель Цицерон (106-43гг. к н.э. ). В культуре он усматривал, с одной стороны, деятельность по преобразованию природы на благо человека, а из другого, - средство усовершенствования духовных сил человека, ее ума.

Более поздний слово "культура" все чаще начинает употребляться как синоним образованности, воспитанности человека, и в этом понимании оно вошло по сути во все европейские языки. В средние возрасты понятия "культура" ассоциируется с городским укладом жизни, а позднее, в эпоху Возрождения, с совершенством человека. В конце концов, в XVII ст. слово "культура" приобретает самостоятельное научное значение.

Немецкий философ XVII ст. Й. Рейдер отстаивал идею исторического прогресса человечества, связывая его с развитием культур. Он подчеркивал, что создание и усвоение приобретенной человечеством культуры является необходимым условием становления человека, ее "вторым рождением".

Украинский философ Г. Сковорода впервые поставил вопрос о культуре как отдельный, независимый от природы, символический мир, в котором высшие ценности человеческого бытия, все святое и божественное, раскрываются и бытуют в символической форме.

Сегодня не существует общепринятого определения культуры. В мировой литературе можно найти более как 500 определений понятия "культура".

Говоря о происхождении, или другими словами о генезисе культуры, следует сказать, что в обществе традиционно различают два основные направлений культуры - материальный и духовный, - соответственно двух главных сфер человеческой деятельности - материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности человечества и ее результаты: как орудие работы, жилье, предметы повседневного быта, одежда, строительные сооружения, средства связи, памятники и монументы и т.п.. Духовная культура касается области сознания, познание, морали, воспитание, образования, науки, искусства, литературы и других сторон духовной деятельности человека. Сюда также принадлежат религия и мифология, мировоззренческие, политические, моральные и другие представления людей. Между материальной и духовной культурой существует тесное органическое единство.

Любая абсолютизация или недооценка материальной или духовной стороны культуры чрезвычайно обедняет ее как многогранное и целостное явление.

Специфика культурных знаний заключается, в первую очередь, в том, что их структура представляет собой целый макромир. Культурные знания охватывают образование, науку, искусство, литературу, мифологию, мораль, политику, право, религию. При этом все их элементы взаимодействуют между собой, образовывая единую систему такого сложного явления, как культура.

Также определяется определенная типология культурных знаний соответственно ее носителям. В зависимости от этого необходимо выделить мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур разных народов, которые населяют нашу планету.

Знание национальной культуры олицетворяют достояние культур разных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразность национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность оказываются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, работы, ведение хозяйства) сферах жизни и деятельности народа. Так, в частности, выделяют национальные культуры - украинскую, русскую, французскую и др.

Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, тем самым делает взнос в мировую культуру, осуществляя с ее помощью связок с окружающей природой и другими народами. В результате такого общения происходит взаимное культурное обогащение. И как следствие - разные культуры развиваются, усложняются, становятся намного ризноманитнишими.

Знание мировой культуры - феномен глобальный. Национальная культура есть частично и источником мировой культуры, одновременно вытекая из нее. Без глобальной культуры не может быть региональной, самобытной национальной и наоборот. Мировой культуре присущий интегрируемый процесс. Национальные же имеют дифференцированный характер.





Вернуться назад