Этические нормы и ценности. Совесть и моральная обязанность


1. Понятие морального сознания

В учебной, научной и научно-популярной литературе нередко можно встретить сроки «моральное сознание», «научное сознание», «эстетичное сознание», «политическое сознание», «религиозное сознание» и т.п.. Учитывая это важно иметь в виду, что сознание человека по своей природе есть целостной и отнюдь не вскидывается на шкаф, в котором по алфавиту расставлены отдельные теки: «естетика», «мифология», «мораль», «наука» и т.п.. Какой конкретной разновидностью духовной деятельности не занималась бы человек, ее реализует одно и то же самое сознание, которое тем самым и удостоверяет свою внутреннюю сущность. Поэтому, когда мы обратимся к сознанию моральной, в наряде ее специфических понятий и определений перед нами будет возникать в конце концов не что другое, как человеческое сознание вообще, с присущий ей внутренними механизмами, смысловым и ценностным змистом.

Вместе с тем речь идет о весьма специфическом участке работы человеческого сознания, которое нуждается в особых шагах и формах мышления, предметно обусловленных рядом собственное этических понятий и категорий, проблематикой нравственности как такой. И той мерой, которой сущность явлений человеческого бытия определяется их функционированием, их способом действия, - перед нами таки возникает кое-что особое сознание: сознание в состоянии осмысления и решение сугубо моральных проблем, снаряженная нужным для этого концептуальным и категориальным аппаратом. Если сознание вообще является идеальным отображением и упорядочением реальности, то моральное сознание - идеальным отображением и упорядочением реальности собственное моральной, т.е. моральной практики и моральных отношений. Именно это мы и будем иметь в виду в дальнейшем, говоря о моральном сознании.

2. Норма как элемент морального сознания

Наипрежде, что бросается в глаза при теоретическом рассмотрении морального сознания, - это, конечно, совокупность определенных норм,

запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение. Эта совокупность норм главным образом и

представляет непосредственное содержание морального сознания.

О сущности морального нормирования поведения кое-что уже было сказано в предыдущих разделах. Однако что собой представляет моральная норма как такая?

Согласно существующим определениям, моральная норма (от лат. norma --руководящее начало, правило, образец) является элементарной формой морального требования, определенным образцом поведения, которое отбивает упроченные нужды человеческого сожительства и отношений и имеет обязательный характер.

Связь моральных норм с реальной практикой человеческой жизни вытекает также и из того обстоятельства, которое норма называемся, кроме соответствующего элемента сознания, еще и просто определенный средний случай или показатель, определенная упроченная черта того или другого объективного массового явления или процесса. Нередко случается так, что проблема какой-то нормы обостряется в моральном сознании именно тогда, когда данная норма теряет свои позиции в реальной человеческой жизни, т.е. перестает быть для него «нормой», - что, кстати, совсем еще не свидетельствует о ней сугубо моральную необоснованность.

Интересно в этом отношении, который языковой источник данного понятия, латинский norma происходит от глагола nosco - познаю, узнаю, распознаю и первоначально обозначает ничто другое как угольник, который докладывают к линиям и плоскостям именно с целью их выпрямления и исправление. От этого элементарного представления современное понятие нормы наследует указание на некоторую повторяемость важного, что ее нужно распознать в данной конкретной ситуации и принять в руководство. Норма моральная под этим углом зрения тоже возникает своеобразным «угольником», которого мы докладываем к капризной реальности человеческих отношений, где так же существуют свои важные повторяемости, которые нуждаются в соблюдении.

Любые нормы морального сознания касаются тех или других конкретных проявлений или сторон общественной жизни. При этом характере морального норматива могут приобретать как положительные требования, которые обязывают человека к осуществлению определенных учинкив и реализации в них определенных качеств («уважай родителей!», «возвращай долги!» и т.п.), так и запрета, которые накладываются на соответствующие деятельные волевияви человека («не убивай!», «не укради!», «не говори неправду!» и др. ).

Огромное разнообразие норм современного морального сознания протягивается от найзагальниших фундаментальных осно-





Вернуться назад