Эпоха Просвещения и ее основные черты

Главная - Культура - Эпоха Просвещения и ее основные черты

Эпоха Просвещения и ее основные черты

Просвещение - это цивилизацийно-культурна течение периода перехода от традиционного до индустриального общества. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего состояния (мещан и крестьян); установление "царства ума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданскому равенству; ставили цель распространения знаний: дать народа образование и "просветить" монархив относительно содержания "истинного" человеческого общества. Тем самым новейшие постулаты послужили причиной надлома старой феодальной организации.

Идеи Просвещения справили такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, которые дали название новым исторических-культурно-историческим пор. Кстати, упоминавшаяся эпоха, в отличие от предыдущих, самая дала себе имя: термин"просвещение" используют идеологи Просвещения - Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот срок в науке статья И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784 г. ).

За временем пор Просвещения - это середина XVII - XVIII ст. Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, потом в Франции, позднее - в Германии, Италии и в других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе происходил под знаком идей Просвещения. Но найчисленниший, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался в Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Прежде чем даты общую характеристику культуре пор Просвещения, остановимся на характерных общих чертах и специфических отличиях Просвещения в разных странах. Характерными особенностями Просвещения есть:

1. Стремление его представителей к перестройке всего общественного отношения на основе ума, "вечной справедливости", равенства.

Продолжая начатую на рубеже XVII-XVIII ст. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, Просвещение исповедовало настоящий "культ ума", усматривая в нем тот "архимедив рычаг", с помощью которого можно перевернуть всю систему общественной и духовной жизни. Провозглашенное просветителями царство ума за своей исторической сущностью было не чем другим, как идеализированным здравым смыслом буржуазии, которая готовила себе идейные основы прихода к власти.

Тем не менее, несмотря на свое всевластие, ум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистская власть еще была довольно сильной) не разрешали осуществить практическое преобразование общества.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества ума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи Просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвити ведущую роль в прогрессивном развитии человечества в русле общего добра и справедливости. Следует отметить, что Просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя моральное и гражданское воспитания, а также утверждение "истинных" представлений о миру, обществе и человеке - в противоположность "ошибочным" идеям старика мира. Постулаты Просвещения не несли в себе революционного запавшую, тем не менее именно они начали тот социальный подъем, который завершилось Французской буржуазной революцией 1789- 1794гг.

3. Они стремились расковать ум людей и тем самым оказывали содействие их политическому раскрепощению.

4. Просветители верили в человека, ее ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции пор Возрождение.

Обусловленное особенностями национального-исторически-национальное развития Просвещение в разных странах мало и существенные отличия:

1. Английское Просвещение, например, отличалось от французского определенной ограниченностью и умеренностью своих целей. Это было обусловлено рядом факторов и прежде всего тем, что английское Просвещение не опережало буржуазную революцию, как в Франции, а шло вслед за ней. Вдобавок, Английская буржуазная революция XVII ст. выступала в религиозной оболочке, ее идеологическим знаменем был пуританизм, который противостоял господствующей англиканской церкви и королевскому абсолютизму, ее завершением стал классовый компромисс 1688-1689 гг. Буржуазия поделилась властью с новым дворянством, привлекши последнее к буржуазному способу ведение хозяйства, которое также наложило свой отпечаток на характер просветительской идеологии в Англии.