Естетика и искусствоведение


Естетика и искусствоведение

Искусствоведение - совокупность наук, которые исследуют социально-эстетичную сущность, происхождение, закономерности розпитку, особенности и содержание видовой специфики искусства.

Проблема взаимодействия эстетики и искусствоведения довольно сложная и противоречивая. Она отбивает неоднозначность оценки места и роли искусства в предмете эстетики. Присущий для определенных исторических периодов развития эстетичного знания понимания предмета эстетики как теории искусства не только упрощало предмет эстетики, приводило к подмене одной науки другой, а и не отвечало на главный вопрос: чему, сформировавшись как самостоятельные науки, естетика и искусствоведение просуществовали значительный период человеческой истории, не возразили одна одну? Не означает ли это, что они имеют такую специфику, которая предопределяет необходимость существования этих двух наук и подмена их неправомерная.

Уже греческая мифология зафиксировала искусство как специфическую деятельность человека. Широко известный миф об Аполлоне, которому были подчинены музы: Мельпомена - трагедии, Евтерпа - лирической поэзии, Ерато - любовной лирики, Терпсихора - танцев, Каллиопа - эпической поэзии, Талия - комедии, Клио - истории.

Человек впервые сознает себя в мифах и использует миф как рассказ о Вселенной, явлениях природы, о традициях и обычаях людей. Исторические события. Мифы Старинной Греции систематизировались, дописывались разными поэтами или использовались ими в профессиональном творчестве. Известно, что ГЕСИОД именно на основе мифов написал «Теогонию» - поэму о происхождении богов. Важную роль для европейского читателя сыграли «Метаморфозы» известного римского писателя ОВИДИЯ - изложение старинных мифив.

Поэтические образы старинных мифов не только остались в истории мировой культуры, а и повлияли на судьбу искусства, вызвали многочисленные интерпретации из творчества большинства выдающихся художников. К греческой мифологии обращались Дайте и Шекспир, Боттичелли и Леонардо да Винчи, Рубенс и Рембрандт, Шиллер и Гете, Сковорода и Шевченко, Франко И Леся Украинка.

Практика обращения к мифопоетичних символов сохранилась и с XX ст. Обращаясь к творческому наследству Д. Джойса, Б. Брехта, А. Франса, А. Камю, М. Булгакова и других, мы видим, какое большое значение имели мифы не только в образной структуре этих произведений, а и в формировании философской концепции, в обгрунтуванни психологичной-нравственно-психологической позиции конкретных геройв.

Проблема соотношения эстетики и искусствоведения привлекла внимание и немецкого естетика МАКСА ДЕССУАРА (1867 - 1947). Он четко и последовательно отделял общеэстетичную проблематику от искусствоведения. Как в теоретических исследованиях - «Естетика и общее искусствоведение» (1906), «Систематика и история искусств» (1914), так и в организационной деятельности относительно объединения европейских естетикив в теоретической школе «Естетика общее искусствоведение», Дессуар выходил из тезиса о подчиненности сферы художественного сфере эстетичного (как более объемной). Существуя самостоятельно, искусствоведение - сфера художественного - должны учитывать возможности эстетики - сферы эстетичного. Вместе с тем Дессуар старался отделить искусствоведение от философии искусства, ведь философия искусства разрушает «теоретическую чистоту» наук об искусстве.

В работах Дессуара присутствующее понятие «искусствоведческий^-искусствоведческий-эстетически-искусствоведчеЯИий» (подход, анализ и т.п.), но отношение к философии как основы эстетики вообще отрицательное, ведь философия «унижает» естетику. Розмирковуючи над проблемой места эстетики в структуре мижпредметних связей, Дессуар ориентировал эстетику на поиск связей с етнологиею, историей, психологией.

Попытками найти новые пути сближения эстетики и искусствоведения обозначенная позиция найвпливовишого французского естетика XX ст. ЕТЬЕНА СУРЙО (1892-1979). Еще в 50-те года в роботах «Будущее эстетики» (1929), «Соотношение искусств. Элементы сравнительной эстетики» (1947) Сурйо старался рассматривать произведение искусства как становление новой реальности, а виды искусства он определял через специфику чувственно-смысловых элементов - квалий (от лат. qualia - качество). Именно через средства оформления квалий, а ими есть звук, цвет, свет, слово, движение, может виникати самобытный «космос» - художественное произведение, обозначенное оригинальностью, неповторимостью, авторским видением мира.

Проблему соотношения эстетики и искусствоведения довольно активно разрабатывали представители русской эстетики - Ю. Борев, А. Еремеев, А. Зись.





Вернуться назад