Общий обзор направлений развития культуры во второй половине ХХ ст

Главная - Культура - Общий обзор направлений развития культуры во второй половине ХХ ст

Общий обзор направлений развития культуры во второй половине ХХ ст

Культура ХХ ст. - одно из найскладниших явлений в истории мировой культуры. Во-первых, это объясняется большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию человеческого сознания и дали толчок развития примитивных национал-шовинистских идей, усиление культа тотального разрушения старика. По второе, происходят существенные изменения в области экономики и средств производства. Углубляет индустриализация, разрушается традиционное сельское устройство жизни. Массы людей отчуждаются от обычной естественной среды, переезжают к городам, которое приводит к урбанизации культуры. В-третьих, постепенное преобразование общества на комплекс разных объединений и группировок ведет к процессу общей институционализаций, результатом которой являются лишения человека собственного “я”, потери индивидуальности.

В ХХ ст. выразительно оказались две тенденции. С одной стороны, заметной есть кризис духовности, которая характеризуется прежде всего видчудженням масс от культурных достояний наций и человечества, вытеснением духовных ценностей на периферию человеческого сознания, господством стереотипов массовой псевдокультури. С другой стороны, усиливается противоположный процесс, связанный со стремлением части общества возвратить к лону культуры, сделать свое бытие действительно духовным. В океане пароксизмив бескультурье нашего столетия - кровопролитных мировых и региональных войн, ядерной угрозы, национально-этнических та религиозных конфликтов, политического тоталитаризма, разрушение та уничтожение природы, возрастающей егойзаций индивидов - много кто начинает воспринимать культуру як землю обетованную, як панацею, единую спасательную силу, способную решить проблемы современного человечества.

Относительно первой тенденции можно указать, что духовный кризис резко заострился после первой мировой войны. В духовном отношении следствия этой войны были, наверное, более разрушительными, чем в материальном. Христианские ценности, которые на протяжении тысячелетия были духовным основанием европейской культуры, испытали серьезного давления со стороны примитивных национал-шовинистических идей и эмоций. Разрушителями духовных основ культуры были и революции, в частности в русской империи. С одной стороны, революции преодолевали опустившиеся формы жизни, с другого - они были связаны с пробуждением и усилением культа тотального разрушения старика.

Кульминация “одичание” человечества - это вторая мировая война, изобретение и использование ядерного оружия и других средств массового уничтожения людей, межэтнические войны конца ХХ ст. Антикультурные следствия второй мировой войны и ядерного противостояния больших государств были усиленные новой ситуацией в области экономики и средств производства. В послевоенные пор углубляет индустриализация производства, быстрыми темпами разрушается традиционное сельское устройство жизни. Массы людей видчуджуються от обычной естественной среды, перемещаются в город, который привел к росту маргинальных кругов населения и распространение урбанизованной космополитической культуры.

Исследователи отмечают, что человек теряет свою индивидуальность, а вместе с ней и потребность в духовном самосовершенствовании с помощью культуры. Вследствие совершенной системы разделения труда, когда оттачивается лишь какая-то одна производственно-профессиональная функция, индивид становится деталью машины, а культура - индустрией розваг.

Индустриализация культуры стала одной из закономерностей нашего столетия. Следствия этого процесса являются противоречивыми в духовном отношении: с одной стороны, развитая техника репродуцирования и тиражирование делает искусство доступным для широкой аудитории, с другого - общедоступность произведений искусства превращает их в предмет быта, обесценивает. Облегченность и упрощенность восприятия делает ненужной внутреннюю подготовку к общению с искусством, а это резко снижает его положительное влияние на развитие личности. В обществе распространяется “массовая” культура, синонимы которой: “популярная культура”, “индустрия развлечений”, “коммерческая культура” и т.п.. В отличие от высокой, элитарной культуры, которая всегда была ориентирована на интеллектуальную, думающую публику, массовая культура сознательно ориентируется на “средний” уровень массовых потребителей. Главным каналом распространения массовой культуры есть современные средства коммуникативной техники (книгопечатанье, пресса, радио, телевидение, кино, видео- и звукозаписи). Маскульт создают специалисты (менеджеры, писатели, режиссеры, сценаристы, композиторы, певца, актеры и др. ) не всегда на профессиональному равные, часто качество их произведений определяется лишь одним критерием - коммерческим успехом. Во второй половине ХХ ст. “законодателем моды” в массовой культуре стали Соединенные Штаты Америки, которые сосредоточили мощные финансовые и технические ресурсы в области поп-культуры. Много кто из современных культурологов даже применяет относительно процесса распространения массовой культуры термин“американизация культуры”. Об опасности приманок американской массовой культуры, которая имеет мало общего с творчеством таких выдающихся деятелей мировой культуры, как писатели Уйльям Фолкнер (1897-1962 гг. ), Ернест Хемингуей (1899-1961 гг. ) или актер, кинорежиссер и сценарист Чарльз Спенсер Чапплин ( 1889-1977 гг. ), говорят англичане и французы, немце и японце, представители других европейских и неевропейских культур. Обостряется эта проблема и в нас, ведь не может быть ничего страшнишого для культуры, чем потеря ее национальной самобытности.