Идеи Просвещения в искусстве

Главная - Культура - Идеи Просвещения в искусстве

Театральность, характерная для искусства XVIII ст. , в Ватто оказалась особенно четко. Один из наибольших произведений, завершенных незадолго до смерти, "Паломничество на остров Цитеру", где кавалеры и дамы отправляются на остров любви, делает зрителя словно соучастником зарождения чувства, его нарастание, и передано это ощущение цветом замечательного мерцающего света, который разбивается на отблески. Ирреальность, фантастичность изображения - цель художника. Но это не любовь, а игра у любовь, театр. Театром и была вся жизнь общества, которое срисовал Ватто. Он хорошо знал жизнь настоящего театра, рисовал актеров итальянской и французской комедии ("Жиль").

Наиболее реалистическое произведение Ватто - "Магазин Жралась-сена". В правой части картины разговаривают между собой кавалеры и дамы, которые забрели в антикварный магазин, в левой - составляют в ящик картины, среди которых и портрет Людовика XIV - "короля-солнца". "Или нет здесь мысли о скороминучисть жизни,славы, власти и вечность - только искусство?" - спрашивают искусствоведы.

Истинным представителем французского рококо считают Франсуа Буш (1703-1770) - "первого художника короля", как его величали, директора Французской академии наук. Гедонизм (от грец. - наслаждение), присущий рококо, Буш привел к полному небрежению рациональным, умным. Он умел делать все: панно, картины, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.п.. Его темы - религиозные, мифологические, пейзажные виды - все это пасторальное, идиллическое и откровенно выражает чувствительное наслаждение жизням ("Триумф Венеры", "Туалет Венеры", "Венера с Амуром", "Венера с Вулканом", "Купание Дианы" и т.п.). И хотя его героиня - бело-розовая богиня Флора в одежде пастушки, однако - это аристократка, парижанка.

Во второй половине жизни Буш становится объектом жестоких нападок теоретика эстетичных идей Просвещения Дидро, который усматривал в нем олицетворение всех бед, с которыми боролись просветители.

Стиль искусства Ватто и Буш во второй половине столетия, когда идеалам рококо, как и самому заказчику этого искусства, уже по сути был вынесен приговор, продолжил блестящий мастер, живописец-импровизатор, художник редчайшего таланта, фантазии, темперамента Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806). Свет и воздух, нежные, изысканные соединения голубых, розовых, палевых тонов наполняли его картины. Он работал во многих жанрах, изображая в основному галантно-любовные сцены ("Поцелуй крадучись", "Счастливые возможности качелей").

Портреты многих художников этого времени - в основному женские - прославляют своих знатных героинь (Луй Токке приезжал в Россию и нарисовал портреты Елизаветы Петровны и многих знатных дам; Жан-Манр Натье, который рисовал парижанок) в образах кокетливых, игривых, пикантных богинь, муз, нимф, весталок, которые потеряли классическое величие и сдержанность.

Подобные вкусы, однако, под влиянием грядущей эпохи и Просвещения постепенно изменялись.

Неопровержимое влияние буржуазии вызвало Интерес к голландскому реализму, и художник Жан Батист Симеон Шари-доньев (1699-1779), работая уже в русле новых эстетичных идей, создал, в сущности, новую систему живописи.

Начал он из натюрморта с добычей в голландском или фламандском стиле, но потом нашел свою тему: предметы кухонной начинки - котлы, кастрюли, бачки ("Медный котел"), которые живут своим "тихой жизням". Эти предметы лишены у него любой претензии и преисполнены живописного мастерства ("Натюрморт с голубым кубком"). В жанровой живописи - в противоположность аристократическим галантным праздникам и пастушеским идиллиям - Шарден, выражая вкусы буржуазии, воссоздал умеренность, порядок, уют ранньобуржуазного быта ("Молитва перед обедом", "Прачка", "Женщина, которая моет кастрюле"). Действительно он прославил добропорядочность, трудолюбие, верность домашнему костру - в самом деле бюргерские добродетели. Эти картины стали маленькими шедеврами реалистического искусства. У Жана Батиста Грьоза (1725-1805), тоже певца скромного быта третьего состояния, кое-что другой подход. Он близкий к сентиментальной драме, которая именно возникшая в этот период. "Это в самом деле мой художник!" -провозглашал Дидро, посвятив Грьозу не одну страницу своих произведений. Как и сентиментальная мещанская драма, творчество художника испытало огромное влияние идей Руссо, проповеди патриархальной идиллии. Это веяние распространилось по всей Европе. Но в Грьоза нет шарденивських меры и вкуса. И его "моральная живопись" - "Чтение Библии" (где отец семейства разъясняет детям библию), "Сельская помолвка"; "Паралитик" (которого присматривает жена) - имеет другое название - "Плоды доброго воспитания", а "Разбалованное дитя" - "Плоды плохого воспитания" - это живописная дидактика. Такие прославленные и облюбованные мещанством девичьи "Головки" Грьоза с приподнятыми кверху глазами, разбитым зеркальцем, мертвым птенцом и т.п. довольно банальные.

Линию Шардена, что перешла в развитый психологизм, продолжили Жан Етьен Лиотар, Жан Батист Перро-но, Морис Латур.