Исторические предпосылки становления культуры Возрождения

Главная - Культура - Исторические предпосылки становления культуры Возрождения

Исторические предпосылки становления культуры Возрождения

Ренесанс в Западной Европе (от франц. Renaissance - Возрождение) охватывает период от последней трети XIII ст. до конца XVI ст. , а в Англии он длился еще и в начале XVII ст. За довольно короткий, сравнительно со средневековьем, время заложено и основания нового этапа в истории мировой культуры, среди которых - реалистическое и гуманистическое художественное творчество, секулярне мировоззрение, представление о свободе и достоинстве человеческой личности. В зависимости от конкретных исторических условий в каждой западноевропейской стране культура Возрождения формировалась, развивалась, достигала расцвета и переживала кризис позднего и периода по-разному. Наиполнее и найпослидовнише эволюция Возрождение проходила в Италии, где четко отличаются четыре ее этапа: так называемый Проторенесанс (последняя треть XIII - начало XIV ст. , период, во время которого появились первые признаки качественных изменений в культурном процессе) и собственное Возрождение, в котором различают раннее (начало XIV - 90-те года XV ст. ). Высокое ( 90-те года XV - начало XVI ст. ) и позднее Возрождение ( 40-ви года XVI - начало XVII ст. ).

Секуляризация культуры целиком отвечала интересам молодой буржуазии, которая становилась господствующей силой в городах. Тем не менее своей гуманистической направленностью, героическим оптимизмом, гордой верой в человека, широкой народностями образов искусство Возрождения выходило за рамки идеологии ренессансной буржуазии.

Философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую в основах картину мира. В ней нет места для идей божественного творения, Бог ототожнено с природой, природу и человека обожнено. Вследствие ревизии философского содержания этих понятий бог философии Возрождение теряет некоторые черты, которые ими его традиционно наделяли ортодоксальная религия, схоластическое богослив'я, и приобретает новые. Он теряет свободу, он не создает мир ничего», а становится вечным его спутником, сливается с закон естественной необходимости. А природа приобретает рис божественные т.е. с творением Божьего превращается в первоосновой вещей, которой присущие все необходимые для создания силы.

Яркой особенностью философии Возрождение был антропоцентризм. Человек традиционно был важным объектом философского анализа и неоднократно в истории философии становилась центральным звеном в системе связей универсуму. Согласно августинивським трактованием этой проблемы, который властвовал в течение всего средневековье, вопреки тому, что мир существует для человека и она стоит на высочайшей ступени в иерархии существ, который их создал Бог, человек не является самодовлеющей, а имеет значение только в своем отношении к Бог, в понятии греха и вечное спасение, которого невозможно достичь, опираясь только на собственные силы. Гуманистическая философия Возрождения интересуется прежде всего земным назначением человека. Распад феодальных устойв права и морали, нестабильность, широкий спектр нового общественного отношения, напряженная драматическая борьба классов и станив, столкновенье частных интересов - эти обстоятельства оказывали содействие активному участию каждого гражданина в общественной жизни открыли пространство для энергичного лица. Это «пробуждение одинокости духа» Гегель считал ведущей чертой Возрождения.

Классические идеалы человека средневековья - монах^-монаха-аскета-монаха или воин^-воина-рыцаря-воина - заступает новый идеал яркой, сильной личности, которая, стремясь достичь счастья на земле, развивает утверждает творческие способности своей активной натуры. Много кто из деятелей Возрождения видит условием формирования нового типа культуры полнейший разрыв с культурой средневековья. Достижение средневековых наук и культуры испытают часто несправедливой критики в произведениях филологов и историков философов и природоведов. Петр Рамус, критик схоластики и реформатор логики, уверенно утверждал, что «на протяжении одного века мы увидели большие успехи в науке, чем наши предки за все предыдущие четырнадцать возрастов». Не избегнула критики классическая старина. Историк Леон Леруа писал о своем XV ст. : «Никогда в прошлом не было века, когда бы культура и свободные искусства достигли такого совершенства, как теперь. За последние сто лет не только стали очевидными вещи, перед тем скрытые в тьме невежества, но и открыто неизвестные древним новые моря, новые земли, новые типы людей, законов, обычаев, новые травы, дерева, минералы, сделаны новые изобретения: книгопечатанье, артиллерия, компас. . . ». Джироламо Кардано, натурфилософ, математик, врач, который родился на границе XV и XVI ст. , так оценило изобретение книгопечатанья: «Созданное руками людей, придуманное их гением, оно соревнуется с божественными чудесами, ведь чего еще не достает нам, кроме овладения небом?» Овладение небом началось из работы польского астронома Николая Коперника (1473 - 1543) «Об обращении небесных сфер» (1543), где он обосновывался гелиоцентрическую систему мира. Коперник объяснил видимые движения небесных светил обращением Земли вокруг осы и обращением планет (и Земли в том числе) вокруг Солнца. Гелиоцентрическая система мира стала основанием космологических теорий Джордано Бруно, она подтверждалась астрономическими открытиями Галилео Галилея, но поднимала официальную церковную доктрину, освященную авторитетом Аристотеля. Поэтому от 1616 до 1828г. учение Коперника було запрещено католической церковью (вспомним судебный процесс Галилея в 1633 г. ).

Три изобретений определили лицо новой эпохи: печатный станок, компас и артиллерия. Результатами их применения были распространение и приумножение знаний, большие географические открытия, рост национальных монархий, которые за полтора век создали европейский свит.