Культура Украины в условиях кризиса советской системы


Вступление

На 60-начала х лет наметилось значительное сокращение темпов развития народного хозяйства СССР. Так, в промышленности за семилетку (1958-1965 pp. ) они составляли лишь 9 %, тогда как 50-на протяжении х лет равняли 12 /о. Стало очевидным, что советская социально-экономическая и политическая система постоянна исчерпывать возможности своего развития.

ОБРАЗОВАНИЕ Реформирования общества, которое состоялось после XX съезда КПСС, обозначилось и на состоянии образования. Эту сферу, которую партия рассматривала как часть своей идеологической системы, периодически старались реформировать. В конце 1958 г. был опубликован закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", который был продубльований Верховной Радой Украины в апреле 1959 г. Согласно этому закону семы- и десятилетние школы было преобразовано на восьмилетние (обязанности) и одиннадцатилетние общеобразовательные труду политехнические с производственной практикой, которое напоминало предыдущие унифицированные трудовые школы. Выпускники средних школ, за исключением 20 % лучших учеников, обязаны были поработать по крайней мере два года перед вступлением в вуз. В связи с этим внимание отводилось расширению среднего образования, строительству новых школ, укреплению материально-технической базы. В 1965/66 учебном году в республике насчитывалось 34,6 тыс. общеобразовательных шкил.

Свыше 80 /в школ осуществляли обучение на украинском языке. Тем не менее этот закон дал возможность избирать язык обучения детям родителям, которое фактически было использовано для русификации украинской школы.

С 1966 г. началось внедрение общеобязательного среднего образования. Одновременно усиливается централизация управления образованием, в 1969 г. было создано Министерство образования СССР, на которое были положены основные функции Министерства образования УССР, существенно урезав его автономию. Дальше политизувався учебно-воспитательный процес.

Большое внимание отводилось созданию школ и групп с продленным днем, а также расширению сети школ-интернатов. Так, в 1964/65 учебном году школами с продленным днем было охоплено свыше 517 тыс. учеников, в 545 школах-интернатах училось 221 тыс. детей. Цдоб охватить как можно больше молодые, органы народного образования расширили сеть вечерних, сменных и заочных школ. Так, в 1965 г. без отрыва от производства приобретали образование почти 1262 тыс. чол. В частности, ученикам, которые имели большой практический опыт работы, для получения восьмилетнего образования было организованно классы с сокращенным сроком обучения.

До 1976 г. в Украине был осуществлен переход к общеобязательному среднему образованию. Расширялась сеть детских внешкольных закладов: создавались новые дворцы и дома пионеров и школярив, станции и клубы юных техников и юных натуралистов, детские железные дороги, флотилии, музыкальные школы, екскурсийно-туристськи станции та др. Много внимания отводилось также разным формам отдыха и оздоровлению детей и подростков - в загородных, городских, школьных и колхозных пионерских лагерях. В 60-те года разными пожилыми оздоровительными мероприятиями каждый год охватывалось около 4 млн учнив.

Хотя количественные показатели в 60- 80-те года удостоверяли прогресс, тем не менее уровень образованности выпускников, в частности учеников сельских школ, начал снижаться.

Важную роль в подготовке квалифицированных кадров рабочих начинают отыгрывать заклады профессионально-технического обучения. Для молодые, что закончила восьмилетнюю школу, были созданы профессионально-технические училища, обучение в которых, как и раньше, оставалось бесплатным. При этом ученике находились на содержании государства.

Соответственно постановлению Верховной Рады СССР 1984 г. все профессионально-технические училища превращаются в единый тип учебного заведения - средние профессионально-технические училища.

Высшее образование

Хозяйственные реформы, внедрение новой техники в народное хозяйство, развитие образования и культуры нуждались во все больше специалистах с высшим и средним специальным образованием, а итак, увеличения количества вузов и техникумов. Лишь за 5 лет - с 1961 по 1966 г. - в 132 вузах и 697 техникумах Украины набор увеличился в 1,5 раза. В них училось 1336 тыс. студентов и учеников. Лучшим выпускникам средних школ и профтехучилищ предоставлялись льготы при вступлении в вузы и техникумив.





Вернуться назад