Витинанки


Витинанки

Витинанки - один из видов украинского народного декоративного искусства, которое имеет глубокие и богатые традиции. Это сюжетное и орнаментальное украшения жилья, ажурно или силуетно витяти ножницами, вырезанные ножом из белой и цветной бумаги. их использовали для приукрашивания стен, окон, полок, печек, коминив, печей.

Украинские народные бумажные витинанки как украшения сельских домов появляются в середине XIX ст. независимо от писарских и дворянских витинанок. Орнамент традиционных витинанок большей частью геометрический и растительный, случаются также антропо- и зооморфные фигурки, изображение предметов быта, архитектуры и т.п.. Бумага при витинанни составляли вдвое, вчетверо, увосьмеро, что разрешало создать постоянные структуры, композиции.

Витинанки конца XIX - начала XX ст. отличаются высоким художественным мастерством. В каждом регионе и во многих ячейках они приобрели своеобразные локальные черты относительно трактования материала, формы, силуэта, технической сноровки, ощущение ритма, пропорций, симметрии, богатства орнаментики.

Наиболее распространенными витинанки были на Подолье, Поднепровье и Прикарпатье. На Поднепровье они часто дополняли домашние росписи. Для Подолья присущий два типа расположения витинанок на стенах - обойный и ковровый. На Прикарпатье их налиплювали продольными лентами под потолком, по матице, вокруг окон. Витинанки бытовали в объединении с кожаными украшениями, настенными росписями, вышивками, обогащая свои формы и орнаментальные мотивы.

Современные витинанки перестали быть лишь крестьянскими изделиями и домашними украшениями. В 20- 30-те года их использовали для обрамления клубов, читален, стенновок и плакатов. С 60-х лет витинанки экспонируются на выставках, их применяют для оформления полиграфической продукции.

На 80-начала х лет над витинанками работали Дмитрий Мимрик с с. Большой Говилив Тернопольской области, София Приемыш с с. Петрикивка Днепропетровской области, Любовь Процик с Львова, Людмила Лузгина из Запорожье, Галина Хмель из Киева и др. Группа самобытных мастеров занималась витинанням в селах Тлумацького района Ивано-Франковской области. Бумажные витинанки пригодные и в условиях современного города. Они применяются как новогодние украшения витрин и окон. К технике витинання и мотивов народных узоров все чаще обращаются современные художники.

Тот или тот материал, лишь бы заиграть в руках мастера-художника как произведение искусства, требует овладения только ему присущей техникой, особой техникой. То ли будет глина, металл, дерево, ткань, камень . Мы же сейчас пусть вкратце скажем о создании доступных для каждого человека, даже ребенка, декоративных украшений из бумаги.

Это - витинанки, игривое кружево симметрично повторяемых элементов, которые составляют целые обои цветов, стриганцив, звездочек, крестиков, козакив, найхимерни-ших зверел . И все то достигается с помощью белого или цветного листа, составленного в несколько раз (удвое, учетверо, увосьмеро), звичайнисиньких ножиць и, непременно же, воображения.

Витинанки, заступая иногда стенные росписи на плоскостях, имели те же мотивы орнамента или композиции и отмечались, как правило, легкостью и скоростью в изготовлении. На первый взгляд, будто каждый способен создать здесь «свой шедевр», а попробуешь взять к рукам ножницы - и вдруг ощутишь растерянность.

«Витинанки к украшению домов» запримечены и описаны в произведениях Григория Квитки -Основ'яненка, Михаила Коцюбинского, Бориса Гринченко. Иван Франко тоже отметил «необыкновенную оригинальность узоров и отработанную технику тех витинань».

Жаль, но бумажных ажурных узоров сохранилось от давности очень имело. И кое-что залегло в музейных фондах и частных собраниях. Еще бы! До недавнего времени апологеты искусства социалистического реализма считали витинанки атрибутом мещанского быта. И ругали этот вид народного промысла, как только могли. Не тут-то было!

Ковры, вышивки и картины подменили рисованный и бумажный декор, но они все же несостоятельны во многих случаях посоревноваться из простоя своеобразностью витинанки. Витинанка попала в оздобу полиграфической продукции, ба даже в организацию сценического пространства театрального спектакля. Так как в ней заложенная чрезвычайная сила декора и образа, только ей присущий силуэтное решение, ритмическая выразительность узора, зеркальная симметрия, лаконизм и логическая согласованность между материалом, формой и техникой изготовления. Любой натурализм в витинанни отсутствующий.

Витинанка вобрала у себя пластика трипольской керамики, ковровые орна-менти-мотиви кролевецьких «Берегинь».

Особое место среди разных видов народного искусства Украины займають|позичають,посидають| витинанки| (от украинского - витинати| - виризувати|виризати|). Этот яркий, своеобразный вид народного творчества имеет глубокие и богатые традиции. Из стародавних|древних| времен у|в,биля| кочевых народов Алтая, на севера, Балканах и славян существовали ажурные аппликации з|из| кожи и хутра|миха| на одежде и предметах домашнього|хатнього| быта. В VII-XII ст|. в Китае приобрели широкое распространение бумаге прикраси|прикрашання|: изображение божеств, духов, драконов, кольорив|цвиту|, птахив|птиць|, рыб, которые наклеивали на окна. В XIII в. они з'явилися|появилися| в Персии, а потом и в Европе в виде многофигурных зеркально-симметричных композиций. Параллельно з|из| ими в XVI в. з'явилися|появилися| кустодии| - орнаментальные прикраси|прикрашання|, подкладки под канцелярский друк|печатку| з|из| ажурным краем, вырезанный з|из| кожи.

Во второй половине XVII в. у|в,биля| русских и украинских дворян придбали|набули| популярность силуэты - графические изображения з|из| черной бумаги.

Народные витинанки| как прикраса|прикрашання| сельской хаты з'явилися|появилися| в середине XIX в. Они розповсюдилися|поширилися| по всей Украине. Интереснейший были на Прикарпатье, в Подолий и Приднепровье. В Подолий и Прикарпатьи они часто заменяли настенные росписи, композиционно повторяя их. В Подолий - в виде обоев или килимкив з|из| ромбов, звездочек, кольорив|цвиту|, деревьев з|из| фигурками людей, Прикарпатьи - в виде фризов з|из| розет|, ромбов геометрического и растительного характеру|вдачи|. В некоторых селах появление витинанок| связывают с вырезыванием снежинок, которые е|з'являються,являються| символами рождественских зирок.

Витинанки Поднепровья более близкие настенным росписям. В них преобладают многокрасочные растительные композиции - букеты, вазоны. Изменению витинанок| по форме орнаментальных мотивов, композиций и цветового ришення|розв'язання,решение,розв'язування| оказывал содействие их взаимосвязь з|из| другими видами народных ремесел: декоративной росписью, художественной вышивкой и ризьбленням.

В своем развитии витинанки| на Украине имели несколько периодов. Увлечение этим искусством и широкое его розповсюдження|поширення| в 20- 30-и гг. XX в. изменились некоторым упадком в 40- 50-и гг. Новый этап и расцвет витинанок| наблюдался с 60-х г. , существует и сейчас. Работы ведущих мастеров экспонируются на выставках в виде сюжетно-тематических и орнаментальных композиций. Принципы контурного, ажурного вырезывания нашли практическое застосування|вживання| в профессиональном искусстве, полиграфии, сценографии, моделировании одежды и оформлении интерьеров. Работа над изготовлением витинанок| приучает знаходити|находити| пропорции, силуэт, форму орнамента, наочно|наглядно| демонстрирует возникновение рисунка зеркального раппорта|. Нескладность технических средств, ее доступность и можливисть|спроможнисть| створення|створиння| высокохудожественных творив|добуткив| роблять|чинять| витинанку| популярным и улюбленим|любим| видом творчества как народных мастеров, так самодеятельных и профессиональных художникив|митцив|.

Обычно для выполнения витинанок| используют тонкий, але|та| крепкая бумага разных сортив|гатункив|. Это может быть папиросная, компрессная бумага, крафт и прочие.

Для работы необходимые такие инструменты: острые ножницы разной длины, прямые, согнутые и фигурные.

Для дрибних|милких| деталей обычно используют маникюрные ножницы.

Начинают работу по ескиза, в котором необходимо виразити|виказати,висловити| то, что представляють|уявляють| увидеть в кинци|у концы,наприкинци| работы. Определяют композиционный центр. Если композиция центральная , лист|аркуш| сгибают по линии симметрии для освити|утворення| в дальнейшем зеркально-симметричного изображения. При необходимости намечают контуры соответственно ескиза, потом виризують|виризають|, соблюдая межи|кордони| выбранного контура. При этом закрити|зачинени| участки определяют наперед|заздалегидь|, тобто|цебто| как они при вырезывании отдаляются. Если их нужно сохранить, продумывают элементы, которые бы их сполучали|поеднували,з'еднували|.

Интересные ришення|розв'язання,решение,розв'язування| одержують|отримують| при одновременном использовании нескольких пластов бумаги разных кольорив|цвиту|. Для этого края бумаги скрепляют скрепками, булавками, зажимами для предотвращения зрушенню|зсуву| листив.

Для усиления выразительности рисунка используют дежурство крупних|великих| и дрибних|милких| деталей. Это создает контраст большого и малого.

По завершению работы аккуратно розгортають|розвертають| пласты бумаги, избегая возможных розривив.

Для збереження|зберигання| легкости, легкости, ажурности работу не приклеивают к поверхности, а лишь прижимают склом.

Фоном для витинанки| может быть цветная плотная бумага или картон. Некоторые мастера закрепляют витинанки| с помощью клею ПВА|. Это роблять|чинять| так: площину|плоскисть|, на которой будет прикриплена|скрипляти| витинанка|, покрывают клеем ПВА| в соотношении 1:10. После того, как клей полностью высохнет, витинанку| накладывают на подготовленную площину|плоскисть|, сверху накрывают тонкой хлопчатобумажной тканью, потом горячей праскою|утюгом| (нужную температуру пидбирають|добирають| досвидченим|дослидним| шляхом|колиею,дорогою|) и приклеивают. В витинанках| можно использовать аппликацию. Под вырезанное изображение подкладывают цветную бумагу. Отдельные детали витинанки| могут быть выполненные в разной цветовой гамме з|из| наперед|заздалегидь| продуманной композицией.

Существует дополнительный способ подготовки бумаги для витинанки|. Берут тонкий лист|аркуш| бумаги, увлажняют его, потом наносять|завдають| акварельными или анилиновыми фарбами|барвами| по вологому|вогкому| листу|аркушу| произвольный рисунок или цветовую розтяжку, переход одного кольору|цвиту| в другой (типа веселки|райдуги|).

Интересный колир|цвит| одержують|отримують| при использовании крепко заваренного чаю, кофе или раствора марганцовки. При этом лист|аркуш| бумаги (тучный или же заранее измятый) погружают в ванную з|из| раствором. Если перед погружением в раствор бумага была измята, то она окрашивается неравномерно (в вигинах|згинах| темнее, чем на сдаче поверхности), создавая эффект пергамента. Не ждя повного|цилковитого| высыхание, бумагу проглаживают горячей праскою|утюгом|, выравнивая ее.

Симметричные витинанки| в виде розеток. При вырезывании симметричных витинанок| берут лист|аркуш| бумаги, обычно квадратной формы, составляют удвичи|вдвичи| по одной из диагоналей квадрата. Одержаний|отриманий| треугольник составляют пополам, новый треугольник - снова пополам и так далее. Виризують|виризають| ножницами узор|визерунок|, одновременно прорезая все пластов. Вырезанный узор|визерунок| может быть з|из| растительным, животным орнаментом или геометрической формы.

При одноразовому|однократному| составлении выходит фигура, которая имеет одну площину|плоскисть| симметрии. При двукратному - витинанка| будет иметь две площини|плоскисть| симметрии. При трехразовом образовываются четыре площини|плоскисть| симметрии. Из|из| увеличением числа составлений листа|аркуша| бумаги удвичи|вдвичи| увеличивается количество существующих симметричных изображений.

Чтобы одержати|отримати| витинанку| тильки|лише| з|из| одной осью симметрии составляют бумагу в несколько пластов, не перегибая ее. Для этого з|из| бумаги виризують|виризають| круг|коло|, прорезают его по одному з радиусов, потом свертывают з|из| круга|кола| конус так, чтобы оба края разреза знаходилися|перебували| точно один под другим. Можно свертывать конус два, три, четыре и более рдел бумаги.

Для того, чтобы конус не розгортався|розвертався|, его скалывают шпилькой или склеивают несколькими крапельками|капельками| клею. Потом приступают к вырезыванию. Писля|потим| окончание розгортають|розвертають| конус и одержують|отримують| витинанку|.

Интересные узори|визерунки| выходят при произвольном составлении бумаги.

Витинанки в виде орнаментальных полос. Для вырезывания симметричных витинанок| берут длинную полоску бумаги, составляют ее гармошкой два, четыре, восемь и больше раз. На линиях вигину|згину| образовываются симметричные повторения изображений .

Окрим|крим| багатократних|багаторазових| поперечных составлений, можно сделать одно продольное. При этом писля|потим| вырезывания образовывается симметричное изображение рисунка в продольному напрями|направленни|.

Витинанки в виде ажурных, сетчатых орнаментов. Их виризують|виризають| з|из| бумаги, которая имеет форму прямоугольника, квадрата, правильного треугольника или шестиугольника. Если взять лист|аркуш| бумаги прямоугольной формы, много раз составить пополам по линиям, параллельным сторонам прямоугольника и потим|и тоди| виризувати|виризати|, то в результате выходит витинанка|.

Если лист|аркуш| имеет форму квадрата, его перегибают пополам не тильки|не лише| в направлении сторон, но и по диагоналях.

З|из| правильного треугольника или шестиугольника, если первый составлять по биссектрисам, а второй - по напрямах|направленнях|, параллельных сторонах вписанного треугольника, выходит узор|визерунок| витинанки| з|из| потрийними|потроеними| осями симметрии.

Если вырезывание витинанок| связано с объединением разных приемов выполнения узорив|визерункив|, то в этом случае целесообразно виризувати|виризати| отдельные элементы, а потом их соединить в загальну| композицию, руководствуясь законами симметрии.





Вернуться назад