Культура Украины в годы войны


Вступление

Черной тучей прокатилось фашистское тяжелый время через Украину. Колонизаторы массово уничтожали гражданское население, принудительно вывозили на каторжные работы сотни тысяч людей. Было разрушено 17 тыс. промышленных предприятий, почти все колхозы и совхозы. Колоссальных потерь испытали научные, культурно-образовательные, медицинские учреждения, вузы, школы. Гитлеровцы уничтожили в Украине 714 городов и городков, свыше 28 тыс. сел, лишили жилью около 10 млн людей.

Чрезвычайно жестокое отношение к жителям городов и сел вызвало массовое сопротивление оккупантам; население поднялось на борьбу со врагом. Из первых дней войны десятки тысяч студентов, преподавателей, писателей, представителей творческой и научной интеллигенции стали защитниками Родины. В связи с оккупацией врагом территории Украины восточнее было евакуйовано научные учреждения, высшие и средние учебные заведения, культурно-образовательные учреждения. Разместившись на Урале, в Сибири, средней Азии, они, одолевая трудности, продолжали напряженно работать для укрепления фронта, приближение победы.

На оккупированной территории фашисты пристально контролировали национальную жизнь. В конце 1941 г. они запретили публичные собрания, создание обществ. В начале 1942 г. в Галиции было запрещено все украинские организации, установлен тщательный контроль за деятельностью средств массовой информации, надзор за деятелями

литературы и искусства. Школы закрывались, разрешалось работать лишь начальным классам. Начались массовые расстрелы интеллигенции. Так, в Киеве были расстреляны поэтесса Елена Телига, поэт И. Ирлявський, редактор газеты "Украинская действительность" И. Ухват и др.

Огромных масштабов приобрело ограбление оккупантами художественных и исторических ценностей украинского народа, ощутимых потерь испытали исторические и краеведческие музеи, библиотеки, картинные галереи. Лишь с Львова немцы вывезли свыше 5 тыс. рукописей и свыше 3 тыс. старопечатных книг, 300 инкунабул, около 40 тыс. томов разной литературы. Всего из Украины враги вывезли свыше 330 тыс. ценных музейных експонатив.

Наука

С началом войны состоялось объединение нескольких институтов Академии наук Украины, которые были эвакуированы восточнее. Преобладающее их большинство, а также Президиум АН Украины работали в Уфе. На базе промышленных предприятий продолжали работать Институт электросварки в Нижнем Тагиле, Институт энергетики - в Ко-пейську (Челябинска обл. ), Институт черной металлургии - в Сверд-ловську, физико-технический институт - в Алма-Ате. Все они имели тесные производственные связи по меньшей мере с 300 промышленными предприятиями Российской Федерации, Казахстану.

Институт электросварки АН УССР, возглавляемый известным ученым Е. Патоном, досяг весомых результатов в сваривании корпусов танцев Т-34, упроваджував эту технологию непосредственно на 10 танковых заводах и 6 заводах, которые изготовляли авиабомбы.

М. Стражеско интенсивно работал над изучением рановой инфекции и ранового сепсиса. Все свои знания и опыт отдавал лечению раненных воинов хирург-офтальмолог В. Филатов, который возглавлял Украинский институт очных болезней, который находился в Ташкенте.

Важные задачи явились перед украинской исторической наукой, которая была призвана разъяснять высокие цели освободительной войны, раскрывать перед широкими массами героическое прошлое народа, его самоотверженную борьбу против захватчиков в разные периоды истории. За время эвакуации был выдан первый том четырехтомного учебника "История Украины" для вузов, который охватывал период из древнейших времен до 1654 p. , научно-популярный "Очерк истории Украины", первый том "Научных записок" Института истории и археологии Украины АН УССР.

Образование

В года войны свыше С украинских вузов работали в эвакуации. В феврале 1942 г. возобновил работу в Кзыл-Орде (Казахстан) университет, который образовался из объединенных в один Киевского и Харьковского университетов, Одесский находился в Байрам^-Али (Туркмения), Харьковский химико-технологический - в Чугчику (Узбекистан), Киевский индустриальный - в Ташкенте, Николаевский судостроительный - в Пржевальску. Отдельные вузы влились как факультеты к местным учебным закладив.

В тыле работали школы и классы с на украинском языке обучения, в частности в Саратовський области - С украинских школ и классов, в Свердловской - 18, в Новосибирской - 11. Там же размещались эвакуированные детские дома, ремесленные училища и другие образовательные заклад.

Большим был взнос литераторов в мобилизацию людей на борьбу с фашизмом. Около 80 писателей, почти треть членов Союза писателей Украины, пошли в действующую армию. Среди них М. Бажан, С. Голованивський, И. Гончаренко, Л. Дмитерко, А. Малышко, И. Муратов, И. Непоходка, Л. Первомайский, М. Рудь, М. Стельмах, М. Упеник, П. Усенко и др. Смертью храбрых погибли 25 писателей, среди них О. Десняк, Я. Селезня, К. Герасименко, М. Трублаини, Д. Каневський, М. Шпак, Ю. Черкасский и др. От беглых зарисовок и очерков первых дней войны литераторы перешли к широкому освещению событий, углубленного показа героики войны. В частности, П. Тычина правдиво отобразил будние войны в поэме "Похороны друга". Выдающимся событием в литературной жизни постоянная публикация поэмы М. Бажана "Данил Галичский". В 1942-1943 pp. Г. Рыльский выдал сборника патриотичных стихов "Слово о родной матери", "Мировая звезда", поэму "Жажда". В. Сосюра написал сборника "В час гнева" и "Под гул кровавый", выданные в 1942-1943 pp. Публиковали свои произведения художники С. Олейник, И. Непоходка, М. Шпак, М. Нагниби-да, С. Воскрекасенко, В. Бичко и много инших.

Как и все жанры литературы, набирает силу сатира, которая ищет свой тон, свои образы, которые успешно служили изобличению врага. Поэзия антифашистского направления становится призывом к борьбе с ворогом.

Прозаических произведений было меньше, лишь отдельные из них ДОСТИГАЙ уровня обобщения. К таким принадлежат сборник рассказов и очерков Ю. Яновсь-кого "Земля родителей", произведения Ивана Ле "Люба", "Здесь были немцы", "Шевченко" и др. Героическое сопротивление украинского крестьянства фашистам нашел

воплощение в повести "Радуга" В. Василевской. Тему героизма воинов на фронте раскрывают в своих произведениях А. Головко, Н. Рыбак, Ю. Смолим, О. Довженко, С. Скляренко, О. Ильченко, А. Шиян, О. Копиленко и др.

Пресса. Радио

Важную роль в мобилизации народа на борьбу с фашистскими захватчиками отыгрывали средства массовой информации, которая уже в конце 1941 г. были эвакуированы в восточные районы России. Украинские издательства объединились в одно - Украинское государственное издательство, которое работало сначала в Саратове, а позднее в Москве. Оно выпускало украинскую политическую и художественную литературу, открытки, газеты и журналы для бойцов. Им выдано свыше 850 названий книг, брошюр, журналов, плакатов тиражом свыше 15 млн примирникив.

Много литературных произведений было напечатано в общественно-политических журналах "Украинская литература", "Украина" и "Перец". Лишь в 38 номерах журнала "Украинская литература" в эти года было опубликовано 4 романа, 13 драматических произведений, 140 новелл, очерков и рассказов, 7 поэм, 70 стихов и др.

В тыле врага распространялись газеты "Советская Украина", "Литература и искусство". Кроме центральных свои газеты выдавали подпольные организации, партизанские объединения и отряды. В частности, в Винницкой области выходила газета "Партизанская правда", в Киевской - "Народный мститель", а в партизанском отряде им. Боженко - "Вильна Украина".

Особого значения в условиях оккупации приобрело радиовещание. Уже в ноябре 1941 г. начали работу украинские радиостанции им. Т. Шевченко в Саратове и "Советская Украина" в Москве. В них работали редакции последних вестей, агитации и пропаганды, литературная, музыкальная и др. Ежедневный объем речи составлял 10 часов 5 минут, с учетом транслирования в разных программах речи составляло 12 часов 35 хвилин.

Театр и кино

Десятки украинских театральных коллективов, ансамблей, артистичных бригад несли свое искусство фронтовикам, вдохновляя их на борьбу за свободу и независимость Родины. Киевский театр оперы и балета им. Т. Шевченко послал на фронт 22 бригады, которые дали 920 концертов, Запорожский им. М. Заньковецькой - три бригады, которые показали 214 спектаклей и концертов, Киевский драмтеатр им. И. Франко осуществил на фронте 206 спектаклей и концертив.

Всего театры Украины послали на фронт 108 концертных бригад, которые несли воинам украинскую песню, танце, музыку, их выступления видели и слушали сотни тысяч бийцив.

Глубокого патриотизма было преисполнено украинское киноискусство. Уже в конце 1941 г. восстановили свою работу студии художественных фильмов: Киевская (в Ашхабаде) и Одесская (в Ташкенте). Украинская студия хроникальных фильмов работала в Москве и Куйбышеве на базе центральной студии кинохроники. В Ташкенте развернула деятельность студия "Кийв-техфильм".

Украинскими киномитцями в этот период было создано несколько высокопатриотических художественных фильмов, боевых кинозбирникив. В частности Киевская киностудия поставила фильмы "Александр Пархоменко" Л. Лукова, "Как закаливалась сталь" М. Донского, "Партизаны в степях Украины" И. Савченка. Высшим достижением в условиях войны стал фильм "Радуга" М. Донского за сценарием В. Василевской. Эта картина получила много призов и среди них "Оскар" - премию Академии киноискусства США. Этот фильм в 1946 г. удостоился Государственной (Сталинской) премии.

Работники хроникально-документального кино создавали своеобразную летопись борьбы с оккупантами. При штабах фронтов действовали специальные киногрупи. Они принимали участие в создании 500 номеров киножурналов и около сотни военных фильмов, в частности "День войны", "Народные мстители", "Черноморцы", "Битва за Кавказ" и др. Кинооператоры Украины в 1943 г. параллельно с работой для Центральной студии кинохроники начали создавать собственные киножурналы. В апреле этого же рока на экраны вышел первый номер киножурнала "Советская Украина" и несколько специальных киновипускив. Важным событием стал документальный фильм "Битва за нашу Советскую Украину" (1943), созданный О. Довженко. Он сопровождается волнительным и страстным дикторским текстом, а также глубоко эмоциональной музыкантом, которую написали А. Штогаренко и Д. Клебанов.

Ведущими темами в творчестве композиторов периода войны были патриотизм, вера в победу над врагом. Наибольшее внимание они уделяли созданию массовой боевой песни. Лишь за два первых месяца войны

киевские композиторы создали свыше 40 песен и несколько производных маршей. За годы войны было написано около 350 музыкальных произведений разных жанров, в частности 4 симфонии, 6 опер, 11 квартетов, квинтетов и трио, 9 камерных произведений, 7 произведений для фортепиано, 6 маршей, 7 кантат и больших вокальных произведений, свыше 130 песен, романсов и др.

Изобразительное искусство

Условия военного времени требовали перестройки всей художественной жизни, повышенного внимания к агитационно-массовым формам. Бригады художников выезжали на фронт, заводы, в колхозы, вели активную художественную пропаганду и собирали материалы для будущих произведений. Корреспондентами фронтовых газет, авторами боевых листков были О. Будников, М. Огнивцев, П. Пархет. Много художников работали непосредственно в военных частях, в редакциях фронтовых газет, с оружием в руках боролись против врага. Нелегкими путями войны прошли известные украинские художники И. Макогон, С. Григорьев, С. Ержиковський, О. Любимський и будущие мастера украинского изобразительного искусства В. Бородай, В. Задорожний, И. Гуторов и др. Смертью храбрых полегли в боях за родину скульпторы Б. Иванов и Г. Пивоваров, живописце Ф. Кличко, П. Сударик, О. Нестеренко, графики В. Нерубенко, Л. Вербицький, П. Горелый. Из всех жанров изобразительного искусства в этот период наиинтенсивнее развивается графика. Здесь первое место занимают агитационные виды - плакат и сатирический рисунок. В сатирических жанрах работали художники К. Агнит-Скледзевський, В. Гливенко, О. Козюренко, В. Литвиненко. их сатирические плакаты не только вызвали смех, а и утверждали уверенность в разгроме фашизма.

Вторая мировая война была серьезным экзаменом для украинской культуры. Никогда к тому перед наукой, образованием, литературой, искусством, культурно-просветительскими закладами, печатью, радио не стояли такие сложная и ответственная задачи. Никогда еще деятелям культуры и науки не приходилось работать в таких тяжелых и неблагоприятных условиях, в которые поставила их война. И следует отметить, что украинская культура и ее творцы оказались на высоте своего призвания: они все подчинили задачам разгрома врага. В сложных условиях войны культура стала могущественным орудием в борьбе против фашизма и его человеконенавистнической идеологии.

Список использованной литературы:

1. Бокань В. , Полевой Л. История культуры Украины. - К. , 1998.

2. Дорошенко Д. История Украины. 1917-1923. Т. 1 // Флаг. - 1990. - № 11-12; Березиль. - 1991. - № 1, 3.

3. Дорошенко Д. Очерк истории Украины: В 2 т. - К. , 1992.

4. История культуры Украины / В. А. Бокань и др. - К. , 1993. - Ч. И; 1994. - Ч. II.

5. История Украины. - Львов, 1996.

6. История Украины. Новое видение: В 2 т. - К. , 1996.

7. История украинской литературы: В 2 т. - К. , 1988.

8. История украинского искусства. - К. , 1966-1970.

9. История украинского искусства: В 6 т. - К. , 1964-1968.

10. Крип'якевич И. История Украины. - Львов, 1992.

11. Крип'якевич И. История украинской культуры / Издание И. Тиктора. - Львов, 1937.

12. Очерки истории украинской интеллигенции: В 3 т. - К. , 1994.





Вернуться назад