Средневековая культура Западной Европы


Средневековая культура Западной Европы

Исторические предпосылки формирования средневековой культуры.

Характерные особенности культуры раннего Средневековья.

Исторические предпосылки формирования средневековой культуры.

Культура современной Западной Европы опирается на подпочву, которая образовалась за тысячелетие от конца V к началу ХИ столетие (на севера Европы - к середине ХVИИ ст. ). В исторической науке за этим периодом закрепилось название “средние возрасты”.

Оценки культуры средневековья как своеобразного этапа в развитии человечества традиционно противоречивые. Глубинные процессы становления национального самосознания в западной Европе конца ХVIII - начала ХИХ столетие открывали народам этого региона их величественное прошлое, пробуждали любопытство к средневековью и его культуре. Величайшие представители литературной интеллигенции в настоящее время прилагали большие усилия, лишь бы поощрить европейское общество к знакомству с культурой средних викив.

Обращение к источникам не весьма давнего прошлого большой мерой стало толчком к формированию и развитию европейского романтизма. По романтической концепции основной художественный стиль средневековья - готика - имел возможность постоянно развиваться благодаря своей принципиальной внутренней незавершенности. Французский писатель Шатобриан в своей книге “Гений христианства” (1802 г. ) показал взаимосвязь средневековой архитектуры и христианского сознания, предоставив этому союзу романтической окраски.

Важнейшим следствием внимания к проблемам культуры средневековья стало то, что литературно-философская мысль конца ХVИИИ - начала ХИХ столетие впервые осмыслила эту культуру как целостное историческое явление, которое и дальше влияло на культурные процессы тогдашней Европы.

Тем не менее существует также другой взгляд, который долго не давал возможности оценить культуру средневековья объективно. Согласно этому взгляду она есть воплощения догматизма, религиозного фанатизма, подавление свободы личности - всего, против чего выступали и с чем боролись не только словом прогрессивные силы следующих эпох. Поэтому, возможно, так долго властвовала в науке и общественном сознании своеобразная характеристика готического стиля, который ее дал теоретик Возрождения Джорджо Вазари. Эта очевидно предубежденная оценка легко переносится и на культуру средневековья загалом. “Манеру эту, - писал Вазари о готике, - изобрели готы, так как после того, как были разрушены давние здания и войны потеряли и архитекторов, те, что остались живыми, стали строить в этой манере, сводя свод на стрильчастих арках и заполняя всю Италию невесть какими сооружениями. . . Сбавь божье всякую страну от одной мысли о работах такого пошиба, настолько бесформенных сравнительно с красотой наших зданий, что и не достойных того, лишь бы говорить о них больше, чем сказано.

Закрепить оценку культуры средневековья как построенной на старых традициях, на повторении, дублировании прежде достигнутого, неспособной к новациям, помог и Леонардо да Винчи. Критикуя творческий метод тогдашних художников, он писал, что после римлянинов живописцы “подражали друг друга возраст в возраст, все время толкали это искусство к упадку”. Петрарка тоже характеризовал средневековье как эпоху уродливости в отличие от прекрасной античности. В конце концов, и Гегель в своих лекциях из эстетики сравнивает средневековую культуру с торжеством черной ночи, противопоставляя ей утреннюю зрения Возрождение.

Вопреки всем сложностям философского осмысления феномена средневековья современная наука рассматривает культуру средних возрастов как исторически закономерную составную часть развития человечества. Культурное наследство средневековья заняло значительное место в истории культуры человечества и обозначилась на развитии философии, религии, права, естественных наук. Особенно весомыми были достижение литературы и искусства. Творчество художников средневековья оставило человечеству бессмертные художественные ценности.

Европейское средневековье охватывает большой промежуток времени, поэтому изучение его культуры нуждается в выделении отдельных этапов, в пределах которых формировались найистотниши ее черты. Итак, когда речь идет о культуре средневековой Европы, то под этим понимаем культуру раннего (5-8 ст. ), зрелого (9-13 ст. ) и позднего (14-16 ст. ) феодализма. На мысль одного из ведущих представителей Школы “Анналив” Жана Ле Гоффа, средневековье длилось к ХVИИИ столетие.

Начало пор средневековья положил кризис, который ее переживал римский мир в ИИИ столетии. Прежде всего далась взнаки борьба, которую вел Рифм с провинциями и в которые так и не смог победить. Средневековье унаследовало эту борьбу, на его культуру влияли процессы как объединение, так и олицетворение разных частей Запада, в ней отразились, с одной стороны, целиком искреннее желание объединиться в христианской вере, с другого - не менее страстный поезд к национальной самостоятельности. Римский мир фактически раскололся после учреждения императором Константаном в 324 году нового Рима - Константинополя, тем не менее окончательная низменность империи относись после смерти Феодосия И в 395 году. Уже в 330 году Константинополь становится резиденцией императора, и с того времени Запад и Восток (Византия) шли в своем развитии разными путями. В дальнейшем эти отличия только глибшали, а разногласия, которые существовали между частями бывшей империи, обострялись, в конце концов приведя к разрыву, который тоже наложил свой отпечаток на развитие средневековой культуры.





Вернуться назад