Художественные особенности эстрадного искусства


Художественные особенности эстрадного искусства

Двадцатое столетие называют столетием эстрады, девятнадцатое - столетием литературы, а эпоху Возрождения - золотым столетием изобразительного искусства. Эти определения говорят не столько о популярности того или другого вида творчества, сколько о его возможности точно отобразить мировосприятие эпохи, ее духовные ценности, надежды и иллюзии. Казалось бы, эстрада - наиболее молодой из видов искусства, но новое, как известно не появляется на пустом месте. И своим корням все новое идет далеко в прошлые столетия. Еще во времена Римской империи (Иист. к н.э. -Vст. н. э. ) существовало разделение музыки на серьезную классическую и так называемую бытовую - народную музыку корибантив - фригийських жрецив, которые сопровождали свои религиозные службы пением и танцами. Именно эту музыку и можно считать прообразом сегодняшней эстрады. И уже тогда элитарные музыковеды называли ее легкомысленной и распущенной. Но именно она и была живой музыкантом в свое время. Она жила рядом с простым народом, для которого были одинаково недосягаемые як язык аристократии - латынь ( “чернь” разговаривала смешанной итальянско-французской), так и элитарная классическая музика. Исторические истоки эстрадного искусства мы более детально розглянем в следующих лекциях.

Что же такое современная эстрада? В точном переводе из латыни - эстрада - это помост, пол. Мы называем эстрадой открытую концертную площадку, которая припиднята над землей, или над рядами глядацьких кресел. Сцена, в отличие от эстрады представляет собой закрытую с трех сторон концертную площадку. Итак, эстрада - это, прежде всего, открытость. Открытость всего - актерского искусства, принципов внешнего оформления, способов общения с публикой.

Эстрада - это многожанровый вид искусства, которое объединяет в себе элементы театрального, музыкального, циркового видовищ.

Как и каждый вид искусства (театр, живопись, литература), эстрадное искусство имеет свои особые признаки. Важнейшей из них есть импровизационность - умение с честью выйти из дорогой ситуации, моментально отреагировать на определенные события. Второй особенностью эстрады является лаконизм. Это понятие распространяется буквально на все стороны эстрадного искусства - авторское произведение, актерские средства его воплощения, компоненты внешнего оформления, условия демонстрации. Лаконизм разрешает эстраде оперативно откликнуться на любое социально важное событие. Итак, социальная мобильность является третьим признаком эстрадного искусства. Еще одной чертой, присущей эстраде, - есть праздничность, “легкость” и жанровая розкованисть.

Эстрада - синтетическое искусство. Эстрадный спектакль (концерт) состоит из отдельных номеров (произведений) разных жанров (песня, танец, сатирический памфлет, пантомима, иллюзия и т.п.). В создании эстрадных номеров принимает участие многие люди. Это поэты, композиторы, аранжувальники, звуко- и свитлорежисери и операторы, костюмеры и техники, и, конечно ж, артисте-исполнителе. Они безпосердньо общаются со зрителем. От их таланта и мастерства более всего зависит успех работы всех участников этого сложного процесса.

Конечно, наиболее распространенным жанром эстрады является песня и инструменальна музыка. Роль музыки в культуре XXст. наиболее ярко оказалась после Второй мировой войны (1939-1945гг. ) Никогда раньше потребность людей в ней не была такой острой. Музыкальные стили, жанры и направления входили у жизнь всех без исключения поколений, национальностей и прослоек общества. Местом проведения концертов и музыкальных спектаклей стали не только жесткие рамки оперных театров или концертных залов, но и стадионы, городские площади, монументальные памятки архитектуры, в которых можно собрать десятки тысяч зрителей. А благодаря современной технике аудио- и видеозаписи общения с музыкантом стало возможным в дорогих умовах.

Музыканты второй половины XX ст. ощутили тесную связь со слушателем. Они стремились к единению с аудиторией, нередко провоцировали ее на непосредственную реакцию и ставили слушателя у условия живого диалога с музыкантом. Именно теперь музыканты смогли реализовать свойство своего искусства объединять людей, вправно создавая у огромной аудитории мощные эмоциональные порывания - как положительные, так и отрицательные.

Современная классическая музыка, джаз и рок - три главные ветви музыкальной культуры второй половины XX ст. Важной сферой музыкальной жизни этого периода стала и поп-музыка - сложный комплекс популярных музыкальных направлений и индустрии развлечений. У классики, джаза и рока есть общий корень - традиции фольклора. Народная музыка неизменно поддерживала творческие поиски профессиональных музыкантов, хотя самые они не всегда это сознавали. Коипозитори XIX ст. работали в основном с городским фольклором, который довольно часто уже прошел профессиональную обработку. XXcт. открыло сельскую народную музыку, ее драматизм и непривычную остроту звучания, которое одновременно и пугала, и заворжувала. Система мышления, выявленная в старинном фольклоре, была созвучной трагическому духовному опыту современного человека. Поиски в этом направлении повлияли на возникновение в 50-х годах рока-музыканта - явления, которые в короткий терми перевернуло музыкальный мир. Дать определения року-культуре очень тяжело. Это особый образ жизни в музыке, в котором объединились композиторское творчество и импровизация, музыка и сценическое действо, живое звучание голоса или инструмента и сложные эффекты электронной техники. Возникнув под влиянием фольклора, эта культура никогда не связывала себя с конкретными национальными традициями: язык рока интернациональный и направленная на объединение людей разного происхождения и мировоззрения. Ведущая роль в роке-музыке принадлежит психологическому и эмоциональному влиянию, которое выходит временами от одного слова или звука. Огромное значение имеет влияние звуковой мощности музыки на психическое состояние слушателя: во время выступлений, как правило, используется мощная и сложная звукоусилительная аппаратуры. Творчество роков-музыкантов невозможное без коллектива. Его участники не только выполняют, но нередко и создают музыку вместе. Тем не менее на сцене каждый из них находит индивидуальные формы самовыражения, вступая в свой личный диалог со слушателем. В зависимости от направления рока-музыканта и цели, которую ставят перед собой исполнители, композиция может побуждать к глубоким раздумьям, или, наоборот погрузить слушателя в состояние глубокой апатии, или вызвать вспышку агрессии. В роке-музыке, как в зеркале воссоздались потрясение, из-за которых прошли послевоенные поколения молодежи, - стихийные социальные выступления и “сексуальная революция”, движения хиппи и панков, трагедия наркомании - и духовные поиски.

Если рок-музыкант говорит от лица интернациональной аудитории, то джазовая культура длительное время была голосом конкретной этнической среды - афро-американского населения США. Влияние фольклорных традиций ощущается в ней еще сильнее, чем в году. Джаз также образ жизни. Его основа - импровизация, которая для музыканта является формой познания мира через звуки. Именно от джаза рок перенял свои основные черты - поезд к импровизации и коллективным формам творчества. Однако, в отличие от рока, джазовая импровизация рассчитана на камерное общение со слушателем (даже в условиях большого концертного зала). От публики джазовый музыкант ждет не фанатичного поклонництва (на что нередко претендует рок-музыкант), а зрелого понимания, не вспышки эмоций, а погружение в духовный мир исполнителя. Джазовые музыканты выступают, как правило, в небольших залах и клубах, стремясь сформировать “свою” публику и ориентируясь на тонких знатоков. Возникнув большее столетие тома, джаз в XX-му столетии перешел начальные этнические границы. Сейчас это интернациональный вид творчества с многими региональными и стилевыми разновидностями.

В 50-х годах прошлого столетия поп-музыкой (англ. pop music, от popular music - “популярная, общедоступная музыка”) называли рок-музыканта; позднее эти понятия разделились. Поп-музыка - развлекательная массовая музыка, которая использует стили, жанры и формы рока. В этом ее отличие от популярной музыки в широком понимании слова - наиболее известных музыкальных произведений (в том числе и классических). Провести границу между рок- и поп-музыкой непросто, хотя на практике дорогой приверженец музыки легко отличит два этих полюса музыкальной культуры.

Поп-музыка ориентируется на посредственный вкус, поэтому при ии создании используются уже испытанные музыкальные стандарты. Однако из каждого правила существуют исключения, и наилучшие представители поп-музыки, такие, как, например, шведская группа АВВА или австралийская Bee Gees, - являются высокопрофессиональными музыкантами, чьи композиции пользуются заслуженной популярностью.





Вернуться назад