Культурные памятки Старинной Греции


Вступление

Огромную роль в развитии древнегреческой культуры сыграло крито-микенська наследство. Этот мир, который ушел в небытие (возможно, вследствие извержения вулкану или землетрясению), был в культурном отношении связующим звеном между Старинным Востоком (прежде всего Египтом) и собственное Грецией.

Крито-микенська (или эгейская) культура сложилась и развивалась в ПИ - II тысячелетиях к н.э. и была созданная племенами, которые населяли остров Крит, Пелопоннес, Западное побережье Малой Азии.

Благодаря раскопкам немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х гг. XIX ст. перед взглядом ученых явилась выдающаяся культура, которая подтвердила много догадок, которые возникли на основании "Илиади" и "Одиссей". Однако или довольно точно отображал Гомер реалии того времени? Наверное, ни. Его Ахиллес грубый и живое как первоначальный человек. Тем временем раскопки Трои и "микенськой" эпохи, сделанные Г. Шлиманом и дополненные в начале XX ст. английским археологом А. Евансом, воссоздают совсем другой свит.

Город Кнос - еще с XVIII ст, к н.э. главное среди городов Крита - прославлялось мастерски построенным дворцом. В нем содержались царские палаты, святилища, гимнастические залы, бассейны (критянины уже имели водогон), открытые площадки - очевидно, для театральных спектаклей и религиозных церемоний. Стены в нем разрисованы фресками (водными красками по сырой штукатурке) с изображением растений, животные, особенно часто быка, сказочных грифонов (левов с орлиными главами), множеством человеческих фигур.

Скульптуры на Крите не найдено. Так же, как и статуй богов или культовых сооружений-храмов. Небось, критянины кланялись богам на природе, в священных рощах или пещерах. Но известный большой разрисованный рельеф с изображением "царя-жреца". При греческом правителе Миноси (имя которого связывают с легендой о Минотавре) Крит был еще могущественным государством (XV ст. к н.э. ), и Кноський дворец с хитросплетениями его коридоров целиком мог превратиться в воображении греков на легендарный Лабиринт, а фрески, которые изображали битвы с быком, породить образ полубыка, получеловека - властителя Лабиринта Минотавра. С XV - XIV ст. к н.э. центр эгейской цивилизации перемистивм на юг Балканского пивострова, в Микени и Тиринф. Здесь будували город-крепости на холмах, откуда и возникшее название "акрополь" -верхний город. Микенський дворец - комплекс более упорядочен, чем Лабиринт Кноського дворца. Центром его был мегарон - велели кий прямоугольный парадный зал с костром посредине. В зале влаш тонировали врочисти сборища и банкеты. Вокруг костра четыре ко лони поддерживали навес с отверстием для дыма. Из эгейского дома с мегароном сложилась архитектура античного храма. Гомер назвал Микени золоторясними, и это справедливо. Археологи нашли там немало золотых предметов (ритуальных украшений, оружия, золотых сосудов и т.п.).

Ахейци были более воинствующие, чем критянины. Это отображено в сюжетах фресок. Около 1240 . к н.э. ахейськи племена пошли войной на Троянское царство, что и отображено в бессмертных поемах.

Или была эта эпоха в самом деле эпохой героев? Такой ли ее создал гений Гомера? В любом случае, герое мифов - это люди, которые прославились своими большими действиями на благо человечества. Мифы рассказывают о первых основателях человеческой культуры, о людях бесшабашное смелых, умных, которые очистили мир от разбойников и диких зверей, о первых мореплавателях, которые посетили далекие страны, о мудрых правителив.

Период истории Греции с XI к VIII ст. к н.э. называют гомеривським, так как все, что о нем известно, мы знаем из рассказов Гомера. Между исторической Грецией и классовыми цивилизациями давности лежат 300 или 400 лет грустных времен, когда вследствие то ли нашествия видсталиших племен, то ли неизвестной нам социальной революции все внешние признаки опустившейся цивилизации были забыты. Этот переворот в конце II тысячелетие к н.э. оставил глубокий след. В начале следующего тысячелетия племена Старинной Эллады расселились по всему Средиземноморью. Сельские общины - деми стали преобладающей формой поселения, и хотя город в конце концов взяло свое, природа греческого полиса большей частью определялась земледельческой демократией, которая не забыла первоначального равенства и умение владеть оружием. Здесь, наверное, следует искать отличие античного общества от государств Передней Азии - монархических, централизованных, деспотичних.

Греки, согласно их собственному представлению, всегда оставались на-родом детей среди народов стариших и мудриших стран. Фактически на гране И тысячелетие к н.э. культурная среда упростилась. Греция словно начала путь человечества сначала. Это було своеобразным новым рождением человеческого общества после высокого подъема азийських стран, которые рано достигли своего горизонта. Путь развития этих культур будто прекратился, что характерно для деспотических режимов, и дальнейшее общечеловеческое развитие не могло быть продолжением той самой линии, он должен был начаться где-то снизу. В условиях более развитой международной среды греческая первобытность, став на фундамент, заложенный древнейшими цивилизациями, растворила ворота будущего. Греческая культура принесла с собой высшую форму общественной самодеятельности общин, гармонию природы и общества и, конечно, тонкое ощущение прекрасного.





Вернуться назад