Первоначальная культура

Главная - Культура - Первоначальная культура

План.

1. Генезис культуры.

2. Особенности первоначальной культуры.

3. Ритуал и его функции в первоначальном обществе.

4. Мифология, магия и религия.

5. Шаманы, колдуны и знахари.

6. Происхождение искусства и его функции.

7. Список использованной литературы.

Диалектико-материалистическая философия рассматривает человека как единого субъекта культуры, который создает жизненная среда для себя и формируется под его влиянием. Это означает, что становление мира культуры является результатом продолжительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюций. Здесь можно выделить два принципиальных момента: вдатнисть общественного человека продуктувати культуру есть результат взаимодействия биологической и социальной эволюций, которые включают и эволюцию орудий, вследствие чего человек - не только творец культуры, а и объект, сформова-ний на основе работы и культуры, переход от нечеловеческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессировало продолжительное время. Другими словами, не только история развития культуры является историей об'ектування духовных способностей, но и история развития духовных способностей человека является историей превращения культуры в «ингредиент» этих способностей.

Мир культуры крепко связан с процессом гоминизаций, с процессом перехода от животных до человека, аспектом которого является переход от определенных инстинктивных реакций на мир животных к неуверенности человеческого знания, у основному заведомо запрограмо-вана и придерживается сурового шаблона. Действительно, животные владеет инстинктами, связанными с наученням, которое регулирует его поведение в каждый момент жизни. Исследование в области етологий подтверждают: поведение одних животные, которые живут в относительно стабильной и неизменной среде, в то время как поведение других - в условиях сменной среды - требует отклонения от стандарта и выбора одной из нескольких альтернатив поведения. Это подтверждает, что у животные мировосприятия и мир действия (поведения) объединенные. У человека же они опосредствованы свитом социальной истории, вследствие чего человек часто оказывается в ситуации, когда она действительно не знает, что должен делать, как действовать.

Таким образом, у человека возникшая потребность в принятии надежного решения и определении его надежности. Именно эта потребность и легла в основу генезисукультури (мифология, религия, искусство и т.п.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. Лишь культура дает возможность человеку строить свое поведение на основании разных стратегий предрекания будущих, но не существующих событий. Одной из трех таких стратегий в первоначальных, архаических культурах есть стратегия наследования, когда предрекание будущего вытекает из имитации тех или других явлений свойств окружающего мира.

С этой магически-религиозной стратегией органически связанные процедуры магии и колдовства. Будущее не только передрикаеться, но и змушуеться: жертва умиротворяет гневных богов и обязывает их выполнять то или другая просьба человека или же всего племени. Для нас важным есть то, что эта стратегия порождает в человеке религиозную веру, благодаря которой исчезает неуверенность ситуации принятия решения.

Второй стратегией есть индивидуальное систематическое наблюдение пространственно-временных связей и их зависимостей. Один из многих примеров такого типа находим в сообщениях об индийцах племени «черная стопа». Они раньше времени предрекают приход весны за степенью развития плода в лоне забитой самки бизона. Такое предрекание, как правило, оказывается точным. Или же другой пример. Заклинание осагив (одно из племен сиу) объединяет воедино одно дикое растение, маис и бизонов. Объясняется это таким образом: летом осаги охотятся на бизонов, аж пока в прерии квитне обусловленное растение. Они знают, что маис вызревает сразу после цветения этого растения. Это означает, что необходимо возвращать к Пуебло для зби-рання урожаю маиса.

Третья стратегия - вывод по аналогии на основе выделения подобных признаков анимистическим мышлением, которое заселяет природу божествами, демонами и духами. Примеры, которые иллюстрируют эту стратегию, довольно многочисленные. Так, об одно из племен пигмеев сообщается, что оно применяет как противоядие во время змеиного укуса или как средство овладения огнем споринню, что имеет форму зуба. В эпоху палеолита овладения огнем сыграло колоссальную роль в культурной эволюции человека. В поверьях всех народов огонь - символ вечности. Поэтому в легендах он был не созданный, а похищенный у богов и переданный людям, как описывал древнегреческий драматург Есхил, Прометеем. Существенным образом, который огонь необходимо было поддерживать, «пидкормлювати», как животных. Это и породило традицию его сохранения жрицей огня- весталкой. С факелом в руках человек, в конце концов, стала властителем сильнейших и быстрейших животных, использование огня привело к появлению разных технических устройств, повлияло на развитие общества. Даже поверхностное знакомство с характером этих трех стратегий доказывает, что они в разной мере пригодные для отображения свойств реальности и экстраполяции будущего, т.е. все они содержат и рациональные моменты. Для изучения данного курса важным есть то, что именно культура разрешает выработать разные стратегии, которые отстраняют неуверенность решений, принятых человеком или же группой людей, а значит, и их страх перед будущим. Таким образом, в основу происхождения и функционирование культуры легла потребность, органически присущая человеку.