Древнегреческая культура


Древнегреческая культура вобрала у себя традиции крито-миноиськой культуры. Волшебная, утонченная, абсолютно завершенная в своем мастерстве, эта культура расцветшая в III и II тыс. к н.э. в восточной части Средиземного моря - на острове Крит. Древнегреческая мифология прославила этот остров легендами о влюбленных богах и царевнах, о героях. На Крите родился главный эллинский бог Зевс, и туда же, приняв подобие быка, принес он на волнах похищенную им финикийскую царевну Европу. На Крите отважный Тесей убил чудовище Минотавра, напивлюдину-напивбика, что жил в лабиринте. Нить Ариадны, дочери критского царя Миноса, помогла выбраться Тесею из лабиринта. Любой миф отличается от простого поэтического образа, метафоры тем, что рассказывает нам о событиях, которые имели место на самом деле. Миф есть объединения идеального и реального. Самое такое понимание мифа дало возможность английскому археологу А. Евансу в 1900 г. открыть до тех пор неизвестную культуру. Он назвал ее минойською, за именем царя Миноса, сына Зевса. А. Еванс датировал эту культуру и определил три ее периода: ранньоминойський - 2800-2200 гг. к н.э. ; середньоминойський-2200-1600 гг. к н.э. ; пизньоминойський - 1600-1100 гг. к н.э. Очевидно, из давних времен на территории Балканского пивострова и на соседних островах существовало земледелие, которое прошло путь от каменного века к медно-каменному - халколиту. Пересказы сохранили название племен - пелазги на материке и карийци на островах, а также критянины (или, как находим у Гомера, етеокритяни - действительно первоначальные критянины). Критянины, в отличие от пелазгив и карийцив, что остались на примитивному равные, на рубеже III-II тыс. к н.э. развили высокую культуру эпохи бронзы. Они создали оригинальную государственную систему с большими дворцовыми центрами: Кноссом, Малиею и Фестом.

Приблизительно в 2000 г. к н.э. в Кносси на месте ранней резиденции местного правителя было построено огромный и роскошный дворец из тесанного камня. Он просуществовал к XVI ст. к н.э. Это был комплекс помещений в два или три этажа. Здесь были парадные помещения, комнаты под жилье, коридоры, амбара, ванные комнаты и туалеты. Помещения освещалось с помощью световых колодцев. Центральный зал - мегарон-був местом многолюдного собрания. Стены парадных помещений были расписаны фресками. При построении критские архитекторы использовали колоны, которые расширялись кверху. Особого внимания заслуживает настенная живопись, которая украшала внутренние покои, коридоры и портики дворца. «Некоторые из них изображали растений, птиц, морских зверей. На другие изображены жители самого дворца - мужнин с длинным волосами и «госпожа» с тонкой «осиной» талией и широкими плечами в огромных дзвиноподибних юбках и обнаженной грудью. Люди, изображенные на фресках, принимают участие в сложных, не всегда понятных церемониях. Минойськи маляри владели искусством передачи движений тела. Образцом этого могут служить замечательные фрески «забавы с быками». Содержание этой сцены не совсем понятный. Однако можно утверждать, что это религиозный обряд, связанный с главным божеством - культом быка. Символ быка - это мужское начало, героическое. Эту символику встречаем на Крите везде. Однако минойському искусству совсем не характерные жестокость, сцены охоты и войн. Эта культура праздничная. Здесь нет крепостных мурив, оборонительных рвов и других военных сооружений. Море защищало остров со всех сторон, а критянины были замечательными мореплавателями. Не случайно эллины считали Миноса первым таласократом - властителем моря. Крит был сильным морским государством и властвовал во всем Средиземноморье, собирая дань из жителей островов Эгейского моря. Отсюда и мифологема страха перед лабиринтом и Минотавром.

Особой красотой отмечались произведения ювелирного мастерства из золота и эмали. На Крите создавали утонченную посуду с растительно-морским орнаментом, терракотовые статуэтки богов и богинь, людей и звирив.

При раскопках Кносського дворца были найдены глиняные таблички с письменами, печати с пиктографическими и иероглифическими изображениями. А в Фести был найден диск обожженной глины со спиралеподибними пиктограммами.

Приблизительно к XVII ст. к н.э. здесь возникшая система составного линейного письма - линейное письмо А. а с XV ст. к н.э. появляется новое письмо - линейное письмо Б. В 1953 г. удалось подобрать ключ к чтению письма Б, надписи первой группы не дешифрованные.

Из середины XV ст. к н.э. начинается резкий упадок Критськой культуры. Он связан с мощным землетрясением и извержением вулкана на острове Фера, а также с приходом с севера племен грекив-ахейцив. Появление новых племен вызвало существенные изменения в искусстве. Развитое реалистическое искусство уступает местом сухой и грубой стилизации. Традиционные для минойського вазопису мотивы - растения, цветы, осьминоги - превращаются в абстрактные графические схемы. Отныне центр и ячейка культурного прогресса смещается на север, на территорию материковой Греции, где расцветает микенська культура. К ХГУ-ХПИ ст. к н.э. ахейськи ллеменни союзы достигай развития и могущества. Центром государственного образования становятся золоторясни Мике-ни, как их называет Гомер.

Это был добрый укрепленный город. В отличие от минойських дворцов, дворцы Микен защищены циклопическими стенами, которые состояли из блоков до 12т, 4,5 г завтовшки и 7,5 г заввишки. Наибольший интерес среди дворцов микенського периода представляет Дворец Нестора в Пилоси. Это четко спланировано сооружение с суровой симметрией, с прямоугольным залом - мегароном, где находился огонь. К интереснейшим архитектурным памяткам микенськой эпохи принадлежат царские усыпальницы - толоси, или банные гробницы. За крепкими стенами дворцов и гробниц было что прятать. Микени владели большими сокровищами - результат удачной хозяйственной деятельности и военных походов. Одной из последних военных операций была война ахейцив против Трои, города в северо-западной части Малой Азии, неподалеку от входа до Гелеспонту. Троя была разрушена, но эта победа дорого обошлась для ахейцив. Тем не менее Троян-ська война для греческого народа стала тем ключевым событием, вокруг которого началась кристаллизация мифа - ядра гомеривського эпоса. Этот эпос будто связал крито-микенську культуру с классической Элладой.





Вернуться назад