Советские театры


О советском театре энциклопедии того времени писали пафосно так: “Многонациональный советский театр, который возник в результате победы Октябрьской революции, появился новой ступинню в истории мирового театрального искусства. Развиваясь на основе метода социалистического реализма, советский театр наследует лучшие, передовые традиции дореволюционного реалистического искусства. Утверждая и пропагандируя большие идеи коммунизма, театр стал выразителем дум и чувств многомиллионного советского народа”.

Или все так было на самом деле красиво и безоблачно? Попробуем рассмотреть.

Декретом Рады Народных Комисарив 9 (22) ноября 1917 г. театры были переданы в ведения Отдела искусств Госкомиссии по образованию. Заботливое отношение к реалистическим традициям прошлого и поддержка ростков нового, революционного искусства со стороны Компартии обеспечили развитие театрального искусства, нахождение им нового, социалистического содержания, правда все другое, что не подпадало под партийные взгляды дотла разбивалось и уничтожалось. В развитии этого процесса большое значение имел творческое взаимодействие между наибольшими театрами (Малый театр, Московский Художественный театр), что определили свои художественные традиции еще до 1917 г. , выделенными в 1919 в особую группу академических театров, и новыми театрами, созданными в первые года Советской власти: Театр имени Вахтангова, Театр имени Маяковского, Театр имени Мосради.

Возникают театры для детей: в 1918 - Детский театр Мосради, в 1921 - Московский театр для детей, в 1922 - Театр юных зрителей в Петрограде. В первые года Советской власти на Украине, В Грузии, Армении, Азербайджану, Татарии были объединенные и укрепленные профессиональные трупы, которые находились раньше в крайне трудном положении; театры были приняты на госбюджет и им сделанная действующая помощь. В 1919 созданный Киевский драматический театр, в 1920 - театр в Котле, Первый белорусский драматический театр в Минске, украинский театр имени Франко в Винницы, Азербайджанский драматический театр в Баку и Грузинский театр имени Руставели в Тбилиси, в 1922 - театр «Березиль» в Киеве.

В спектаклях массово утверждалась героическая тема народа, который делает революцию и делает новую жизнь («Мистерия-буфф» В. В. Маяковского, 1918). Созданию спектаклей политически острым, перенятым духом революционной романтики, оказывал содействие развитие массового агитационного театра. Своеобразной формой появились так называемые «инсценировки» и массовые спектакли, которые относились на улицах и площадях городов и этапы революционной борьбы, которые выражали в, общественно-монументальных образах («Действо об III Интернационал»,1919, «Мистерия уволенной работы»,1920)

Важное значение имело обращение театра к произведениям классической драматургии, которые давали возможность создания спектаклей, созвучных революции. Персонажи классических пьес осмысливались в этих спектаклях по-новому, они оказывались близкими зрителю своим героическим подъемом, бунтарским протестом, готовностью к борьбе у имени больших идей. Новое сценическое воплощение классики постепенно начинало оказываться и в обострении социально-разоблачительных мотивов («Ревизор» Н. В. Гоголя в Мхати, 1921).

Большое влияние на развитие всего советского театра сделал М. Горького, который был инициатором создания Большого драматического театра в Петрограде; ему принадлежит идея организации театральных спектаклей на разные темы по истории мировой культуры. Пьесы основоположника социалистической драматургии вошли в репертуар Мхата, Малого театра, Театра драмы в Петрограде, Театра имени Вахтангова.

Произведения советской драматургии, которые определили новый этап в истории русских советских театров, во многом оказывали содействие развитию театров союзных республик. В конце 20-х - 30-х значительно расширяется сеть театров. Создаются постоянные русские театры в столицах союзных республик. На 30-начала х создаются театры для сельского зрителя - так называемые колхозно-совхозные театры, формируются первые театры Красной Армии. Растет число театров для детей, широкое развитие получили театры ляльок.

Высокая культура театров СССР, всестороннее раскрытие идейного содержания драматического произведения неразрывно связанные с достижениями режиссерского искусства.

Развитие советской режиссуры определялось творческими принципами К. С. Станиславского и В. И. Немирович-Данченк, направленными на раскрытие «жизнь человеческого духа», как основы сценического образа.

В 1939-40 количество театров СССР увеличилось: к ним присоединились театральные коллективы Западной Украины, Западной Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.

В годы Отечественной войны деятели театра приняли активное участие в борьбе советского народа против фашистского нашествия. Героический патриотичный пафос и глубокая народности, характерные для советского театра, ярко проявились в лучших спектаклях этих лет: «Нашествие» Л. М. Леонова, «Россияне люди» К. М. Симонова, «Фронт» А. Э. Корнейчука. В послевоенные года советский театр продолжил работу над спектаклями, которые отбивают жизнь и борьбу народов СССР. Создание образа советского патриота - участника Великой Отечественной войны определило пафос таких произведений театрального искусства, как героико-эпическая постановка «Молодой гвардии» по одноименному роману А. А. Фадеева (1947), «За те, кто в море!» Б. А. Лавреньова (1947), «Макар Дубрава» А. Э. Корнейчука (1948). Работая над современной тематикой, театры ставили также исторические и историко-революционные пьесы: «Ярослав Мудрый» И. А. Кочерги (1947), «Утро Востока» Э. Мамедханли (1947).





Вернуться назад