КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ - ФАКТОР ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Человек - продукт социализации и, прежде всего, человек становится человеком через общение с другими людьми. Человечество знает немало примеров, когда ребенок, попадаясь в раннем возрасте в среду животных, выживала, но не становилась человеком. Причина, как известно, состояла в отсутствии возможности подражать и, особенно, общаться с людьми. Итак, общение имеет огромное значение как для становления человека, так и для ее дальнейшей жизни в обществе, так как общение сыграет в нашей жизни определяющую роль.

Прежде всего от этого зависит наше здоровье. Так как от того, как мы разговариваем с людьми и как люди разговаривают с нами, зависит наше расположение духа, а значит состояние нашей нервной системы. От этого зависит благополучие и покой в наших семьях. В конце концов, от манеры нашего общения во многом зависит успех в нашей работе и наш личный успех в продвижении по службе. Умея общаться, человек избегает многих проблем, конфликтов, быстрее достигает жизненных целей. Настоящее умение общаться сводится, прежде всего, к культуре общения.

Культура человеческого общения - это частица общей моральной культуры личности. Отсутствие культуры общения - свидетельство бездуховности человека. Еще мудрый Езоп довел, что наше слово - это и лучше всего, что есть в распоряжении человека и наихуже, чем она владеет. Сегодня проблема культуры общения приобретает, как никогда, большого значения. Происходит становление Украины как самостоятельного государства, интенсивно развиваются международная и межличностная связи с разными странами мира. Учитывая это определяющей становится для нашего общества проблема умения общаться как на официальному, деловому, так и на чисто бытовому ривнях.

На наш взгляд, этой проблеме отводится неоправданно малое внимание как в просветительно-воспитательных закладах, так и в государстве в целом. Средства массовой информации, имея огромные возможности формировать у человека вкус к настоящей высокой культуре взаемостосункив между людьми, пренебрегают этой возможностью и используют данное им государством право влияния на общество, часто в противоположном направлении, потворствуя развития массовой антикультуры. Киноэкраны и экраны телевизоров пленили третьесортные боевики и на зрителя льются грубые слова, отвратительные выражения. Это не может не беспокоить общество. Ведь, если человек продукт социализации, то огромный смысл для становления личности в том, который именно опыт (традиции, обычае, нормы) передает общество своим поколением. Традиции, обычае украинского народа высокие и духовно богатые. Однако, если не давать надлежащей оценки разгула антикультуры, то она начинает восприниматься как норма. Именно так воспринимается сегодня низкая культура общения между людьми в общественных местах, в семьях. Грубость, отсутствие уважения и внимания к человеку поднимает принцип человечности как наиболее желательной нормы взаемостосункив между людьми, вызывает общий негативизм и разрушает духовную сферу человеческих взаимоотношений. Эта проблема есть актуальной не только для нашего общества. Однако, на пример, в Соединенных Штатах Америки к культуре народа отношения далеко не безразлично. Так, в 1991 году в вузах США внедрен курс “Искусство общения”, рассчитанный на два года, который включает в себя преимущественно вопрос культуры общения. При подготовке рабочих в училищах типа ПТУ введен одногодичный курс “Искусство общения”. В наших вузах, в лучших случаях, по этой важной проблеме читаются короткие спецкурсы, рассчитанные на несколько годин.

Если мы стремимся выстроить цивилизованное государство, то недостаточно одних заявлений об этом. Мы больше всего должны быть цивилизованными людьми, а первым проявлением этого и есть культура общения. А потому семени, учебно-воспитательное и культурно-образовательное заклад должны, формируя личность, развивать в ней такие нравственно-психологические качества как внимательность, чуткость, умение видеть моральную сторону своих и чужих действий и поступков, выдержка, владение собой, способность сдерживать отрицательные эмоции, умение слушать другой человека, предусмотреть возможные следствия своих слов, действий, поступков. Именно поэтому и необходимое глубокое и объемное изучение предмету “Культура и искусство общения”. Программой этой дисциплины, по нашему мнению, следует предусмотреть углубленное раскрытие и изучение таких проблем:

1. Понятие “общение” и “культура общения”.

2. Качества личности, от которых зависит культура общения; субъективные психологические ограничители личности. Эгоцентризм человека.

3. Учет в общении нравственно-психологической атмосферы общества, психологического микроклимата в коллективе (группе), личностно-психологических и вековых особенностей субъектов общения.

4. Фазы и равные общения. Виды общения. Открытое и закрытое общение, ролевое, монологическое и диалогическое, демонстративное и актерское общения.

5. Техника общения как совокупность средств взаимодействия, и влияния на инших.





Вернуться назад