Красноречие славян


Христианская религия, церковь не одобряли внешних приемов и требовали от проповедников и слушателей сдержанности. Кроме проповедей, развиваются и другие виды духовного красноречия: похвальные речи, речи на освящение храмив.

В период средневековья в околице риторики властвовали догматизм и схоластика. Феодальный порядок базировался на внешней силе, на обычае, которые на практике воплощался в четко определенные, неизменные формулы. О. Тимофеев писал: «Ришителем судеб государств и частных лиц был меч, а не слово».

Авторитет католицизма отрицательно обозначился на развитии риторики. В тех условиях она не могла владеть творческой силой настоящего искусства, а оратору не находилось места в государственной жизни. Политического красноречия тогда почти не существовало, а риторське искусство развивалось большей частью на церковных кафедрах, в университетах.

Упадок и возрождения риторики не могли не обозначиться на развитии человека и общества. Реабилитация этого предмета в системе образования началась в конце средневековье. Риторике отводилось почетное место в стремлении человека овладеть свитом через античный логос - единство и гармонию мысли и слова.

Первой серьезной попыткой описания истории славянской риторики есть работа В. Аннушкина «Первая русская «Риторика» (М. , 1989), в которой анализируется риторика «Сказание о семи свободных мудростей», «Риторика» (1629). Здесь содержится богатый и глубокий материал из истории славянской риторической науки.

После крещения Движении активно создаются памятки письменности, развивается искусство, архитектура, литература, культура славян, в частности и риторическая. Жемчужина славянской литературы «Слово о полке Игоревом» донесла к нашим дням «золотое слово» Святослава, что является образцом высокой риторической культуры того времени.

Известнейшими ораторами Киевской Движении были Иларион и Кирилл Туровський.

Иларион (XI ст. ) - первый Киевский митрополит, древнерусский писатель, талантливый оратор. Известнейшей его проповедью есть «Слово о законе и благодати», где из патриотичные позиции оценены деятельность древнерусских князей и выдающуюся роль Киевской Движении '.

Йларион горячо выступает против посягательств Византии на Киевскую Русь, красноречиво и убедительно доказывает мистичность учения о мессианской роли любого народа, отстаивает самостоятельность Движении. Исследователи риторического наследства Илариона отмечали такие особенности «Слова», как яркая образность, эмоциональность, чрезвычайная мелодичность.

Фигура митрополита Илариона, его риторическое наследство надышали потомков на овладение риторических и морально-этических секретов этой выдающейся фигуры славянской культуры.

Кирилл Туровський (XI ст. ) - блестящий оратор и представитель торжественного красноречия Киевской Движении. Он призвал внимательно изучать прошлое, украшать действие героев соответствующими словами:

«Украсят словами и превознесут царив. . . и, прославляя их, похвалами кончают».

К. Туровський - яркий пример творца величально-похвальних, приподнятых речей, которого мы сполна можем назвать большим «песнотворцем» Киевской Движении. Незаурядную риторическую ценность представляет «Слово в новую неделю после Пасхи», которое он построил на сравнимые «церкви Христовой» с окружающей природой. В нем- ряд блестящих метафор о роли ритора, проповедника.

Вот характерный пример: «Ныне ратаи слова, приводя словесных ягнят к духовному ярму и погружая. . . рало в мисленневих бороздах, проводя борозду покаяния и засыпая семья духовное, надеждами будущих благ веселятся».

Красноречие славян базировалось как на классической античной риторике, так и на достижениях западноевропейской мысли. Роль риторического слова была удивительно важной в борьбе славянских народов за национальное освобождение, против окатоличивания, против собственных эксплуататоров и угнетателей. Лучшие художественные произведения выдающихся мастеров слова становились народными, национальными. В частности, такая судьба судилась ряда поэзий Григория Сковороды («Всякому огороду нрав и права» и т.п.).





Вернуться назад