ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Главная - Культура - ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Символом эпохи Возрождения, ее высочайшим взлетом, безусловно, есть искусство. Никогда в истории, даже в Старинной Греции искусство не имело такого всеобъемлющего значения. Прежде всего в искусстве находил воплощение новый гуманистический свитогляд.

Из других особенностей искусства Ренесанса можно указать его светский (нецерковный) характер и активное использование научных достижений. Самое изобразительное искусство послужило могущественным стимулом изучения анатомии человеческого тела. Поиск путей передачи глубины пространства в живописи привел к открытию законов линейной перспективы. Основоположником начертательной геометрии есть большой художник А. Дюрер. Таких примеров можно привести безлич.

В итальянском искусстве эпохи Возрождения принято выделять такие периоды: XIV ст. - Передвидродження (или Проторенесанс), XV ст. - раннее Возрождение, конец XV- XVI ст. - высокий Ренесанс, конец XVI - начало XVII ст. - позднее Возрождение.

Проторенесанс. Зачинателем итальянского Возрождения в живописи обычно считают Джотто (1266-1337). В своих произведениях, написанных на религиозные сюжеты, он начинает отходить от средневекового плоскостного, двухмерного изображения. Применяет светотень для предоставления фигурам объемности. Располагая их в нескольких планах, Джотто старался достичь глубины изображения. Его современник Петрарка писал, что ощущал перед произведениями Джотто “увлечение, которое доходило к оцепенению”. Наиболее замечательными есть фрески в капелле дель Арена в Падуй (эта капелла - небольшое церковное сооружение для молитв одной семьи или хранение реликвий - построенная на арене античного амфитеатра, откуда и название). На Джотто было положено руководство строительством главного флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. За его проектом была построенная знаменитая колокольня, расцвеченная полосками белого, черного-зеленовато-черного и розового мрамора.

Раннее Возрождение. Флоренция была наибольшим культурным центром Италии того времени, в XV ст. здесь развернулись бушующие события. Вскидывается республиканский порядок, устанавливается тирания семьи Медичи. Правление одного из них - Лоренцо Медичи, прозванного Пышным, отмеченное невероятным внешним блеском, расцветом искусств, а параллельно с этим - ростом народного недовольства. Народный гнев вылился в большое восстание, возглавленное монахом Савонаролою, который пламенно проповедовал простоту и воздержание.

Раннее Возрождение связано с целой плеядой мастеров, среди которых определяющей для становления нового искусства постоянное творчество архитектора Брунеллески, скульптора Донателло, художника Мазаччо.

Первым мастером, который осознал необходимость реформ и ясно сформулировал идее нового художественного мышления, был скульптор, и прежде всего архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446). Наибольшую славу принесло Брунеллески строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре в Флоренции. Уже упоминалось о том, что строительство собора началось за полстолетие к Брунеллески, еще Джотто соорудил колокольню, был заложен фундамент основного здания, сведена стены. Наследуя готическую традицию, собора предоставили восьмиугольную форму. Брунеллески изменяет замысел, ставит и решает технически самое сложное задача - перекрывает отверстие диаметром в 42 метра куполом. Это была первая после средневековья купольное строение в Европе. Брунеллески создал новый архитектурный стиль, который характеризуется стройной гармонией и пропорциональностью частей, благоустроенностью строения. Для развития живописи поворотное значение имело открытие Брунеллески законов линейной перспективы.

Силой, страстностью и реализмом просякнути работы скульптора Донателло (1386-1488). В своей сфере искусства он выступил истинным новатором. Он возродил типы скульптурных изображений, которые не создавались из времен античности: круглую статую, изображение обнаженной фигуры, конный памятник, скульптурный портрет. Донателло обращается к популярному в эпоху Возрождения библейского сюжета о Давиде, простом пастухе, который победил великана Голиафа и пруд народным героем. Он изображает обнаженного Давида, который топчет главу побежденного Голиафа. Связь с античной традицией прослеживается и в конном памятнике кондотьеру Гаттамелати (в переводе - “Пестрая кошка” - прозвище знаменитого и удачливого предводителя нанимаемых войск) в Падуй. Кондотьер изображен в одежде древньоримського императора.

В живописи роль новатора принадлежит Мазаччо, который прожил сильную короткую жизнь - всего 27 лет. Он продолжил традиции Джотто и завершил его реформы. Его главным произведением стали росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармина в Флоренции. Фрески изображают эпизоды из жизнь святого Петра и два библейских сюжета - “Грехопадение” и “Изгнание из рая”. В этих росписях очень много было сделано в живописи впервые: анатомически правильно изображены обнаженные тела, с помощью светотени передано их величину, фигуры представлены в естественном движении, с помощью линейная перспектива создана глубокое пространство. Впервые же Мазаччо персонажам картин предоставил портретных черт своих современников, в частности заказчика - Филиппо Бранкаччи. Большой своеобразностью отмечается творчество Сандро Боттичелли (1445-1510). Он часто обращался к античной мифологии, которая недавно была под церковным запретом. Его произведения (“Весна”, “Рождение Венеры”) пронизанные тонкой поэтичностью, изысканностью художественного стиля. Он считается непревзойденным мастером линии как средства выразительности.

Высокий Ренесанс. Начало XVI ст. был для Италии временами экономического упадка, политического кризиса и начала иностранной интервенции. Однако именно в этот период, вопреки раздробленности, которая сохранялась, и междоусобным войнам, крепнет понимание общенационального единства, наступает невиданный расцвет искусства. Этот период получил название высокое Возрождение (или высокий Ренесанс), который вмещает творчество найталановитиших мастеров: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Уже современники называли их божественными. Составляется самобытная венецианская школа живописи (Джорджоне, Тициан).

Основателем нового этапа развития искусства стал Леонардо да Винчи (1452-1519), найнезвичайниша фигура в истории мировой культуры. Он воплотил в себе идеал человека Возрождения: умел все и во всем был гениальным. В сфере искусства Леонардо был живописцем, скульптором, художником, музыкантом, оставил множество записей об искусстве, которые после его смерти были выданы под названием “Книга об искусстве”. Он занимался анатомией, физиологией, зоологией, ботаникой, географией, геологией, механикой, гидравликой, математикой - этот список можно продолжать. Много с его идей на век опередили свое время (вот только некоторые из них: идея летательного аппарата более тяжелого за воздух и парашюта, конструкция башенного подъемного крану, винтового домкрату, роликового подшипника и др. ). Однако из скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного, его смелые архитектурные проекты не были осуществлены, художественных полотен к нам дошло немного. Объяснения кроется в том, что ко всему Леонардо подходил как исследователь, сам процесс изучения, познание интересовал его больше конечного результата.

Уже в молодости Леонардо да Винчи пришел к мысли о неразрывной связи науки и искусства. Анатомические исследования художников, которые раньше касались правильного внешнего изображения человеческого тела, он распространил на весь организм.

Выше за другие искусства Леонардо ставила живопись. Своим изображением человеческих фигур он прибавил невиданную раньше рельефность, используя изученные им законы оптики. Художники XVI ст. овладели перспективой, Леонардо да Винчи овладел пространством. Он первым постиг искусство изображения своих персонажей не на фоне, а внутри просторную. Этому ощущению оказывала содействие мягкая, с полутонами, светотень.

Научная продуманность, тщательный расчет сразу обращают на себя внимание в фреске “Тайна ужин”, выполненной на стене трапезной доминиканского монастыря вблизи Милана. К теме, которая трактовалась многократно, Леонардо подошел по-новому, сумев передать психологический конфликт, открытое проявление сильных почуттив.

Наиболее знаменитая картина Леонардо да Винчи и, наверное, всей мировой живописи - портрет Мони Лизы, жены богатого флорентийця Франческо дель Джокондо. “Джоконда” - принципиально новый портрет, так раньше никто не писал. При внешней недвижимости модели художник передал “жизнь души”, заложив таким образом основы психологического портрета.

В искусстве высокого Возрождения центральное место окончательно занял человек. Образ прекрасной, гармонично развитой, сильной телом и духом человека становится главным содержанием искусства.

Рафаэль Санти (1483-1520), родом с Урбино, провел в молодости несколько лет в Флоренции, много чем обязанный ее искусству. Размышляя о своеобразности творчества Рафаэля, известный искусствовед Б. Р. Виппер пишет: “Леонардо превосходит его силой интеллекта, Микеланджело - могутниший, Джорджоне - мелодийниший, Тициан - барвистиший, прекрасниший. Но дело в том, что у него есть и большая сила интеллекта, и могущественная фантазия, и утонченность”. Гений Рафаэля соединил, синтезировал творческие достижения предшественников. Считается, что всех своих больших современников Рафаэль превзошел в мастерстве композиции.

В творчестве Рафаэля нашел многогранное воплощение оскорблений Мадонны. На эту тему им написанное множество картин, наиболее прославленная из которых - “Сикстинська Мадонна”. Картина была алтарным образом в церкви святого Сикста монастыря Четырех монахов в небольшом городе П'яченце. Со временем монастырь заставили продать картину правителю Саксонии. В конце Второй мировой войны вместе с другими картинами Дрезденской галереи она была найдена советскими солдатами в покинутой каменоломне и спасенная. Рифм не имел собственной художественной школы, тем не менее он становится в начале XVI ст. важнейшим центром искусства Италии, чему оказывала содействие политика папского двора. Большая часть творческой жизни Рафаэля прошла в Риме. Наиболее значительной его работой была роспись четырех станц (станци - большие комнаты, залы) папского дворца в Ватикани. Наиболее знаменитые фрески Станци делла Сеньятура (зал заседаний папского церковного суда). Сюжеты четырех фресок на ее стенах - аллегории разных сфер духовной деятельности человека. Пронизанная духом Ренесансу фреска “Афинская школа” (апофеоз философии). Рафаэль располагает композицию так, будто античный портик продолжает пространство комнаты. В центр он вмещает фигуры Платона и Аристотеля - мыслителей, которые воплощали два пути познания мира - идеалистический и материалистический. Их окружают другие античные философы.

Рафаэль прожил всего 37 лет, но осуществил очень много, довел до конца большие начинания, смерть прервала последнюю его работу - руководство строительством храма Св. Петра в Риме.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прожил длинная и трагическая жизни, полное больших свершений. То, что он создал, - грандиозное и за масштабом произведений, и за силой образов. Отданный гуманистическим идеалам, он прославлял силу и свободу человека. Микеланджело стал свидетелем краха этих идеалов, уничтожение республики, разгрома Риму. Главной темой его творчества становится пафос борьбы. Учил он в родном городе - Флоренции, но в его творчестве не ощущается влияния учителей. Микеланджело считал себя прежде всего скульптором. Его прославила мраморная статуя “Давид”. Вазари писал, что она “забрала славу у всех статуй: современных и античных, греческих и римских”. Специальная комиссия виднейших художников решила установить эту статую перед дворцом Синьорий в Флоренции, которое закрепило за ней гражданское значение, сделало символом борьбы за республику и независимость.

В Риме Микеланджело на заказ Папы выполняет росписи Сикстинськой капеллы. На это пошло 4 года работы (площадь фресок - 600 квадратных метров). Художник использует библейские сюжеты - создание мира, большой потоп, но создает не смиренные христианские образы, а могущественные, титанические фигуры. Это - гимн человеку, ее красоте, силе, творческому началу. Впечатление от живописи Микеланджело современники определяли сроком, который украинской звучит как “грозное величие”.

Во время восстания в Флоренции в 1527 г. (изгнание Медичи) и осады города Микеланджело был на стороне республики, ведал строительством оборонительных сооружений. После поражения он был вынужден перепрятываться. Как условие прощения ему было выдвинуто требование закончить сооружение капеллы Медичи. Понятный трагизм созданных им в настоящее время скульптур (аллегории Утра и Вечера, Дня и Ночи).

Через три десятилетия Микеланджело возвращает в Сикстинську капеллу и расписывает алтарную стену - фреска “Страшный суд”. Он рисует образ всечеловеческой катастрофы, которая було созвучно трагическому краху гуманистических идеалов, который происходил на его глазах. Это произведение вызвало могущественную общественную поддержку и резкое осуждение церкви, вплоть до намерения Папы уничтожить роспись, которая все-таки побоялись осуществить и заменили приказом “одеть” обнаженные фигуры (несколько художников дорисовали драпировки, которые уже в наше время, в ходе реставрации, убранные). Из архитектурных проектов Микеланджело наиболее грандиозный - купол собора Св. Петра в Риме.

Дольше за другие районы Италии независимость сохраняла Венеция, где сложилась яркая и самобытная художественная школа. Зенит венецианского Ренесанса - творчество Тициана (1477-1576), который оставил огромное наследство. Он написал множество портретив. “Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы, которые не были бы изображенные Тицианом”, - писал Вазари. Это был новый шаг в портретном искусстве. Тициан создает образы сложные, противоречивые, особенно в поздних роботах. Много художников учили в Тициана мастерства изображения света, разлитого по всей картине. Его идеал жизнерадостный, жизнеутверждающий. Главная особенность живописи Тициана - богатство колорита (“Венера”, “Любовь земная” и “Любовь небесная”, “Магдалина, которая раскаивается”). Одна из последних картин Тициана - “Св. Себастьян” за трагизмом созвучная последним роботам Микеланджело.

До конца XVI ст. именно в живописи наивыразительнее оказывался кризис эпохи Возрождения. Направление в искусстве того времени называют ман'еризм: художники копировали технические приемы высокого Ренесанса, повторяли образы, использовали живописные открытия, но бывшего пафоса, силы мысли, гуманистической глубины уже не было. Все большую роль начинает отыгрывать внешняя нарядность, декоративность.

Итальянское искусство справило глубокое влияние на Германию (А. Дюрер), Северную Европу (П. Брейгел-старший, И. Босх), Испанию (Ель-Греко).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - Г. : Мысль, 1987. -348 с.

2. Горфункель А. X. , Философия эпохи Возрождения. - Г. : Высшая школа, 1990. - 368 с.

3. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - Г. : Юрайт, 1998. - 669с. 4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - Г. : Искусство, 1990. -319 с.

5. История искусства зарубежных стран. - Г. : Искусство, 1980. - 384 с.

7. История мировой культуры. - Лыбедь, 1994. -320 с.

8. Энциклопедия для детей. - Т. 7. - Искусство. 4.1 2-- е изд. , испр. и перераб. /Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 688с.