Музыка и краски в познании сердцем

Главная - Культура - Музыка и краски в познании сердцем

Ребенок, который познает мир через художественное произведение, воспринимает его не только розу-мом, сознанием, интеллектом, а и всеми своими органами чувств. Ведь слово мы видим, слышим, ощущаем, а не только понимаем.

Для этого на протяжении всего занятие каждому ученику предоставляю возможность, пра- цюючи над отдельным эпизодом, отрывком, разделом, выискивать собственные звуку, зрению, словесные ряды, с помощью которых знание, понятие и категории приобретают личностное содержание, так как они рассматриваются сквозь призму собственного видчуван-ня и понимание.

Эта работа нуждается в довольно высоком уровне логического, образного и асоциатив-ного мышление. Ученик должен стать определенной мерой соавтором текста, включиться в пение творческую деятельность, достигши эмоционального состояния сопереживания. Это настоящее общение с художественным произведением, когда книга не поучает и наставляет, а непосредственно ‹‹ вбирает ›› ребенка в собственное пространство. Тот духовный заряд, который сосредоточен в произведении искусства, ‹‹ пронизывает ›› ученика как общение ‹‹ от духа до духа ››. Урок ЗЛ на котором происходит такое общение, становится своеобразным произведением искусства, результатом общей деятельности учителя, учеников и самого автора. Он и по смыслу, и по форме, и за использованными методами работы интегрированный. В его основе должны быть такие основы:

1. Развитие сенсорного аппарата каждого ребенка, ‹‹ изощрение ›› ее чувств, обогащение эмоционального мира.

2. Взаимосвязь разных видов искусства, использованных как на основе идейно-тематической общности, аналогии, так и на ассоциативном уровне.

3. Работа над пониманием ‹‹ языка ›› разных видов искусства: в музыке - звука, в живописи - цвета, в танце - движения, в архитектуре - формы, размера, объема, в литературе - слова и т.п..

4. Развитие образного, ассоциативного мышления детей, их фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Художественно - творческая деятельность учеников: театральная, музыкальная, изобразительная, декоративно-прикладная, литературная и т.п..

Отсюда требования к учителю ЗЛ. Это должен быть специалист высокого загальноку- льтурного розвидку, образного мышления, развитой фантазии и воображения, культуры чувств, способный к импровизации и творчеству. Он должны переосмыслить цель образования, систему методов, структуру урока, а главное собственную - собственную роль организатора взаимодействия ребенка с произведением искусства, в частности художественным текстом.

Традиционная система методов, которая тяготеет сегодня, направленная на овладение учениками знаний, формирование их умений и привычек. Тем не менее урок ЗЛ дает не только знание, развивая логическое мышление, интеллект ребенка, - он формирует эмоционально-волевую сферу, ‹‹ переживание ›› проблематики, авторской позиции. И здесь следует говорить не столько о методах, сколько о том внутреннее состояние ученика, спивпережи-вання, духовного подъема личности, сотворчества. Специфика интегрированного урока ЗЛ, построенного на основе взаимодействия разных видов искусства. Структура его очень динамическая, но практика свидетельствует о целесообразности выделения таких компонентов:

1. ‹‹ Погружение ›› учеников в пор, мир писателя, пространство текста, в историю, культуру, быт, традиции, обычае той страны, нации, которые обрисованы в произведении. Это ‹‹ за-нурення ›› должен обеспечить постижение расположения духа все произведения, его ведущих мотивов. Кроме того, эти расположения духа, впечатления, образы изображенной эпохи следует сравнить из тем, что в течение всего урока будут дополнять ученики, будут корректировать, а возможно, и будут изменять.

2. Соотношение этих образов, проблем, настроил; анализ в единстве формы и содержания, характеристика системы образов, авторской позиции, композиции, средств художественной выразительности и т.п.. Создание учениками звукового, зрительного и словесного рядов, которые раскрывают на логическому и эмоциональному равные понимания и переживания ими текста.

4. Сопоставление ‹‹ языка ›› литературы и других видов искусства. Раскрытие специфику этой ‹‹ языка ››.

5. Выяснение собственных словесных, зрительных, звуковых образов, которые возникли в воображении учеников вследствие чтения, обмен мнениями и впечатлениями.

6. Воспроизведение этого образа в том или поэтому виде собственного творчества: музыкальной, изобразительной, театральной, литературной. Нахождение на уроке коллективного образа - результата увзаемнення учеников, учителя, автора текста, художественного полотна и музыкального произведения.