Эстетичное воспитание восточных славян в давность


Украинский народ и его язык имеют давние исторические корни. Этнографические и диалектные черты украинцев формировались в течение многих возрастов прежде всего на древнейших схиднослов' янських территориях - на Приднепровье, Полесье, в Галиции и Прикарпатье среди коренного слов ' янського население этого ареала, история которого отмечается наследственностью, преемственностью, отсутствием будьяких глобальных естественных или общественных катаклизмов, которые могли бы разрушить беспрерывную историческую цепь етномовного и культурного развития наших предков. При этом наши далекие предки обогащались и достижениями соседних, неслов ' янських племен.

Историко-лингвистические исследование свидетельствуют, що праславянский язык як система формируется тильки на конец И тыс. к н.э. (1) Существование в конце И тыс. к н.э. - в начале н.э. двух больших етнокультурних массивов - пшеворськой и зарубинецькой культур с йх многочисленными вариантами - вызвало значительную и принципиально новую дифференциацию праславянского языка. Первые признаки размежевания будущих западных и восточных славянских языков имели место в конце ИИИ ст. к н.э. Они оказались сначала в едва заметных, а со временем все виразниших отличиях в произношении, грамматике, лексике, словообразовании. (2) На конец И ст. к н.э. все эти расхождения возросли настолько, что возникли две четко обозначенные зоны праславянской языковой территории - западная и восточная - с промежуточными переходными диалектами.

Итак, именно из времен зарубинецькой культуры начал формироваться восточнославянский диалектный, а вместе с ним и етнокультурний комплекс, который, сохраняя немало общеславянских черт, противопоставлялся соответствующему западнославянскому комплексу. В пределах этих комплексов возникали и развивались также локальные этнографические, культурные и диалектные черты, часть каких дийшла и к нашему времени и стала самобытными етнокультурними признаками отдельных наций. Установлено, что от племен зарубинецькой культуры на Приднепровье в ареале приблизительно от современного Киева к Каневу прослеживаются местные этнографические черты, которые со временем стали характерными признаками украинской бытовой культуры (обычай белить жилья изнутри и извне известью или мелом, разрисовывать печь цветами и птицами, делать завалинку и разукрашивать ее красной глиной и т.п.).

С началом формирования союзов племен восточнославянская диалектная общность постепенно распадается и на конец И тыс. н.э. фактически прекращает свое существование. В ходе общественно-экономического и политического развития восточнославянских земель продолжительно дальнейшее сближение отдельных регионов и консолидация их населения в большие етнокультурни массивы, которое завершилось образованием трех восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского.

Как мы отмечали выше, непрерывность многих этнографических признаков от зарубинецького периода и к нашему времени подтверждается преемственной связью всех, следующих после зарубинецькой археологических культур вплоть до древнерусской эпохи, за которой украинские черты в разных областях этнографии и культуры проступают уже довольно выразительно.

В контексте нашего исследования чрезвычайный интерес вызывают заговор, которые представляют собой особый пласт не только украинской, а шире - восточнославянской и общеславянской культуры.

В течение многих столетий заговора были сердцевинной частью языческого мировоззрения и жизненного уклада. Формируясь столетиями (а в найглибинниших символах и структурах - тысячелетиями), они, конечно, испытали изменений. И все-таки в заговорах перед нами возникает если и не найархайчниший, то, по крайней мере, близкий к такого пласта язичницько й сознания и культуры.

Важным доказательством архаичности заговоров есть тот факт, который в большинстве текстов обращаются к мертвым, зверел, птиц, растений, к женским существам, а не их антиподов. Это полностью совпадает с результатами исследований первоначальной культуры человечества. В наидальнейшей ретроспективе первоначальное сознание больше зосереджуеться на нелюдскому: речь идет о миру духов и тотемных животные, о знаках естественных сил и стихий. Изображается наиболее значительно (т.е. наиболее влиятельное и полновластное в восприятии старинного человека). Мертвый могутниший от живого : духи предков обеспечивают благосостояние родовые потомков. Зверь могутниший от человека: от него зависит существование человека. Женщина могутниша от мужчины: она возрождает жизнь (роль мужчины длительное время не осознавалась ). Уместно напомнить, что целый ряд соответствующих обрядов языческого происхождения вплоть до начала ХХ столетие существенным образом ограничивал или исключал присутствие чоловикив.

Следующим доказательством архаичности заговоров есть время их действия (и действия внутри текстов, и время самых обрядов речи заговоров). Это время - ночь или утренняя звезда к востоку солнца. Мы целиком соглашаемся с мысленным взором М. Новиковой относительно этого факта. В предисловии к сборнику “Украинские заговоры” (Киев, 1993 г. ) она подчеркивает, что значение ночи как оппозиции к дню в заговорах принципиально отличается от ее значения в “черно-белому", этично поляризованному словарю христианства. Ночь в заговорах не “плохая”, а сильная сторона противопоставления. Ночь могутниша и первисниша со дня в мифологическом мышлении. Во всех мифосюжетах о сотворении мира первичное состояние бытия, хаос описывается как Мировой Мрак. Общеизвестно, что ночь - найкритичниший время пор для организма человека. Причем, амбивалентно кризисный : время найимовирнишой смерти или излома на лучше. Старинные травники подчеркивали, что предутренняя пора - время интенсивного накопления соков и целебных свойств в рослинах.





Вернуться назад