Европейская культура нового времени (XVII-XVIII ст. ). Новый взгляд на общество. Эпоха просвещения

Главная - Культура - Европейская культура нового времени (XVII-XVIII ст. ). Новый взгляд на общество. Эпоха просвещения

Победа новых методов в природоведении, нового взгляда на природу принуждала призадуматься над ролью самого человека, человеческого общества. Философия, как никогда, приковывает общественное внимание, становится символом столетия. Общим для просветителей было преклонение перед человеческим умом, вера в его преобразующую силу. В освобождении от невежества виделся путь к справедливому обществу. О том, которым же будет это справедливое общество, которые методы допустимы в борьбе за него, высказывались разные взгляды - от целиком воздержанных к наиболее радикальних.

Основу политических убеждений Просвещения составила теория так называемого “естественного права”. Она была разработана в XVII ст. английскими мыслителями Т. Гоббсом и Дж. Локком. Центральное понятие их теории - понятие “природы человека”. Каждый человек от природы владеет неизменными “естественными” правами. Прежде всего это - право на собственность и свободу. На ранних стадиях истории люди жилы соответственно этим правам, т.е. существовал “естественный порядок”. Гоббс считал, что это было время войны “всех против всех”, поскольку люди - эгоистические, завистливые. Локк же думал, что естественное состояние было своего рода “золотым возрастом”, какой он противопоставлял современности. Общественное общество и его основной элемент - государство - создаются путем “общественного договора”. Люди добровольно передают заботу о соблюдении своих “естественных прав” государству. При этом сохраняется “народный суверенитет”, народ имеет право изменить государство, если она не исполняет свои обязанности. Восстание против тирана будет законным. Движущая сила прогресса - ум: если все поймут необходимость “естественного порядка” - он настанет. В сравнении с возрастами господства доктрины “божественного происхождения” королевской власти, ее извечности, неизменности такой рационалистический подход был огромным шагом вперед. Идеи о естественных правах, равенстве людей от природы, о народном суверенитете, о договорном происхождении государства - в разных объединениях, с разными выводами - встречаются во всех просвитникив.

К числу инициаторов просветительского движения в Франции принадлежит Вольтер. Он сыграл исключительную, во многих случаях первостепенную роль. История его жизни и деятельности представляет будто концентрированное отображение возраста Просвещения со всеми его этапами и противоречиями.

Франсуа Мари Аруе (1694-1778), который вошел в историю под именем Вольтер, родился в семье, которая принадлежала к третьему состоянию. Его отец поднялся к положению нотариуса, имел высокопоставленную клиентуру, дал сыну хорошее образование. Связи отца, одаренность, которая рано оказалась, принесли Вольтеру популярность в аристократических кругах. Однако довольно быстро его сатирическая поэзия постоянна вызвать и недовольство: одиннадцать месяцев он провел в Бастилий, позднее один из оскорбленных вельмож приказал побить его палками, после чего по распоряжению правительства Вольтер был выслан к Англии. Пребывание в Англии расширило его научный кругозор, познакомило с другим политическим устройством. Из Англии он привозит “Философские письма”, которые сравнивают английские и французские порядки, не в пользу последних. Тираж был арестован и сожженный. Сам Вольтер, справедливо опасаясь дальнейшего преследования, покинул Париж. Лишь незадолго до смерти он возвратил в столицу, где был встреченный как триумфатор.

Наследство Вольтера огромное: стихи, повести, романы, пьесы, научные работы. Литература для него была орудием борьбы за лучше будущее. Каждое произведение подчиняется главной задаче - освобождению человеческого ума от тяжиючого над ним невежества. Центральное место в этой просветительской пропаганде занимает борьба против предрассудков, связанных с религией и церковью. В борьбе с церковью Вольтер не жалел ни времени, ни сил. Он анализировал и сопоставлял исторические источники христианского учения, обнаруживал его внутренние логические противоречия, яркими, временами грубыми мазками изображал преступления церкви - инквизицию, религиозные войны, суды над “еретиками”, нетерпимость и жестокость. Его любимым и отточенным оружием была насмешка - тонкая, въедливая, уничтожающая. Чтобы сегодня лучше понять крайнюю резкость Вольтера в его антицерковной полемике, нужно учитывать, что большинство из памфлетов написанные как прямой отзыв на серию религиозных юридических процессов, которые заканчивались смертными приговорами.

Тем не менее Вольтер не был атеистом. Из разумности окружающего мира он делал вывод о существовании его умного творца. Он считал, что “если бы Бог не было, его надо было бы выгадать” - как сдерживающее начало и для низов общества, и для правителей. Вот несколько высказываний, которые раскрывают его позицию: “Атеист бедный и злой, который верит в безнаказанность, будет дурак, если не уб”есть вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбойников”; “Я хочу, чтобы государи и их министры верили у Бог, который наказывает и прощает. Без этой узды они будут представляться мне животными, которые стремятся крови”. Справедливое общество виделось Вольтеру таким, в основе которого лежат принципы равенства, свободы и неограниченной частной собственности. Равенство понималось прежде всего как отсутствие сословных привилегий, имущественное неровность не только не отрицалась, но считалась неминуемой и необходимой для общества. Что касается формы политического управления, то здесь очень показательная эволюция взглядов Вольтера. Продолжительное время он наилучшей для осуществления реформ (против революции он категорически возражал) считал “просвещенную монархию” (можно припомнить его переписка с Екатериной II). Очень высоко оценивало политическое устройство в Англии. Развитие же событий в Франции развеял надежде на просвещенного монарха, он выразительно увидел назревание революционного кризиса.