Социально- психологическая природа религий Нового возраста

Главная - Культура - Социально- психологическая природа религий Нового возраста

Количество религий «Нового возраста», повторяю, чрезвычайно большая. Но условно их можно поделить на три категории. Прежде всего это культы, которые провозгласили себя новейшими вариантами христианства, и предлагают уникальную «боговидверту» истину и единый путь к спасению человечества. Среди них такие известные организации, как Семья любви (раньше Дети Бог), Церковь Армагеддона, Церковь живого слова , Жизненный путь, Церковь библейского понимания, Международный путь, Вера алтаря и прочие. Громче за все о себе заявляла известная , воинствующая Церковь унификации Сен Мюн Муна(Sun Myung Moon), который уверял, что имеет миллионы приверженцев по всему миру.

Значительную часть среди культов составляют гурты, которые ведут свою родословную с Востока. Считается, что в США в них более чем два миллиона приверженцев. Наибольшие и известнейшие следующие: Рух Харе Кришна(Hare Krishna) (Международная община сознания Харе Кришна), Миссия Божественный света и дзен- буддизм. Можно также вспомнить Организацию здоровья, счастье и св'ятости, Рух Мехер Бабы, Ананда Марга и ряд инших.

Особую группу представляют объединение, которые занимаются исключительно «духовными упражнениями», психотерапевтическими сеансами и процедурами, под которые обычно проводятся разные религиозные спекуляции. Здесь особенно выделяется Церковь сайентологий, по ее собственным (и явным образом преувеличенным ) данным маюча возле 5 милионив приверженцев во многих странах. Не менее известной есть Община трансцендентной медицины, которую правильнее было бы отнести к второй группе. Назовем также Синанон, что так рекламирует свои успехи в лечении алкоголиков и наркоманов. К ним также можно прибавить множество мелких групп, которые пропагандируют астральные и оккультные представления, спиритизм, парапсихологию.

При знакомстве с этими новообразованиями можно выделить ряд общих черт, которые заметно отличают их от традиционных церквей, так и от объединений, которые называются «сектами». Главное здесь возможно то, что они не связаны с уже существующими в стране религиозными течениями и вероисповеданиями.

В 60-те года в край переполненную религиозными идеями атмосферу США начали врываться разнообразные пророки - по обыкновению крикливые и чрезвычайно грубые, претендуя на роль единых «спасателей» человечества, которое потерялось в грехах и темноте. Они не только игнорировали традиционные респектабельные церкви, но и обзывали как прислужников «духовного Вавилона», способных довести мир лишь к погибели. Если все же таки такие мессии временами и обращались к отдельным сюжетам традиционных св'ященних книг, то использовали их как вспомогательный материал для построения своих фантастических доктрин, проникнутых самовозвеличуванням.

Дальше впадает в вече не совсем обычный социальный состав приверженцев религий «Нового века». В США и к этому не раз заявляли о себе разнообразные пророки и мессии. Тем не менее к ним обращаются люди из наименее обеспеченных слоев населения, здебильш люди преклонного возраста. Общины же культов в основном пополняются людьми другого типа. Большинство из них составляют молоди люди возрастом от 18 до 24 лет так называемого среднего класса. Как правило, они имеют не плохое образование и в прошлом не испытывали существенных материальных труднощив.

Это необыкновенный состав на столько очевидное, что некоторые американские авторы назвали подрастающее 70-поколение х лет «религиозным поколением». В противоположность «бунтуючого поколение» предыдущего десятилетия. Еженедельник U. S. News and World report писал, что «снова много кто из молодых людей Америки направляют свое внимание к радикально новой жизни, но на отличие 60-от х лет - к религиозным культам. Со сдачей заметную роль среди приверженцев религий «нового столетия» сыграют «восточные» группы, уже в 50-х годах, много кто с битникив были привлечены к дзен-буддизму. Тем не менее, это затронуло лишь незначительную часть молодых людей и не привело к возникновению особых организаций. Но уже в 70-и года в США образовались культы восточного направления к чему некоторые из них приобрели беспрецедентное влияние, американские эксперты считают, что , например, в Общину трансцендентной медитации «Т. М. » привлечено не меньше одного миллиона их соотечественников. В обстановке поисков положительной программы действий, стойких моральных ценностей закономерно расцветают разнообразные пророки, спасителе, мессии, которые в край эмоциональной и агрессивной формы драматизируют пессимистични раздумья и предлагают рецепты от их лечения.

О чем бы не говорили наставники новых культов, их проповиди вообще сводятся к предусмотрению всемирной катастрофы, к оценке современной эпохи «железного века» (Харе Кришна), «возраста безобразий» (Община трансцендентной медитации), периода «больших мучений», «конца времен» (Церковь тела Христовая).

Временами такие предостережения формулируются более конкретно. Глава Церкви унификации Сен Мюн Мун, например, утверждает, что будто это космическая борьба с Сатаной, который передует наступлению возраста «завершение Нового завета», уже началась, а дети Бог ждали «конца мира» в 1993 году. Именно идея «предельности» нашего времени, исторической его отмеченности его существования и составляет «высочайшую истину», что ее самозванные пророки прежде всего хотят подать свиту. Официальные идеологии, утверждают они, не способные ни понять не решить ее. Сробити это могут лишь «новые мессии» (каждый из них при цому, конечно, имеет на внимании самого себя), осв'ячени небесной мудростью. Именно они со своими последователям, которые своевременно разорвали связи с грешным обществом, смогут пережить неминуемый катаклизм истории. Приводит в удивление то, что самые фантастическое и экстравагантное заявления такого вида находят отзыв в сердцах многих людей, которые беспокоятся о своем будущем. Да и действительно, может ли верующий остаться равнодушным к религиозной апокалиптики, когда ведущие политики и научный работники признают возможность гибели мира.